При благоустройстве дачного участка или участка в загородном доме все более популярными становятся мини-водоемы, причем не в виде маленького озерца, а в виде искусственного ручья с порогами или даже небольшой речушки. Течение в таких водоемах, естественно, обеспечивается с помощью насосов, а обратный ток воды проходит по трубе, проложенной под руслом этого же искусственного ручейка. И непременным атрибутом такого ландшафтного изыска является мостик, перекинутый с одного берега на другой. Назначение его, разумеется декоративное. Однако люди по нему тоже ходят и этот мостик должен отвечать как всем художественным канонам, так и требованиям безопасности, конструкционно-технических и эргономических параметров. Художественные изыски оставим на совести дизайнеров и владельцев участков, а обсудим технические особенности горбатых мостиков. (Вообще написать эту статью меня «подвигнула» одна телепередача, в которой рекламировались всякие ландшафтные «прибамбасы», в т.ч. и горбатые мостики. Корреспондент по ходу рассказа шел через такой мостик и чуть откровенно не навернулся с такого мостика, так как мостик совершенно «неправильный».)

Надо сказать, что любые лестницы, пандусы, наклонные и криволинейные плоскости, предназначенные для того, что бы по ним ходили люди, делаются не как хочется дизайнеру или заказчику, а по определенным техническим законам и требованиям. В частности – они должны быть не только комфортны для хождения по ним людей, но и безопасны. Те, кто хоть как то связан с горным туризмом или просто живет на горке, подтвердят, что подниматься в гору – физически тяжелее, но более безопасно, чем спускаться с горы или с лестницы. Кроме того, у человека есть особенности строения организма, которые невозможно исправить. Как то – максимально возможный (комфортный) изгиб ступни «вперед-назад» и в стороны, ширина шага и пр. Если вы не хотите превратить свой мостик в смертельный акробатический аттракцион, все это надо учитывать при конструировании мостика.

Законы эти не сложны и их легко выполнить. Вообще это один закон — закон «лестницы». Все лестницы рассчитываются исходя из принципа: Две высоты подъема ноги плюс ширина ступеньки должны быть равны длине среднего шага, которая равна примерно 60 см. Например, если ширина ступеньки равна 30 см, то высота ступенек должна быть не более 15 см. ( 2 х 15 + 30 = 60). Тогда лестница будет удобной и комфортной, как для подъема, так и для спуска по ней.

Все это в полной мере относится к любым наклонным поверхностям, предназначенным для хождения, несмотря на то, что ширина «ступеньки там очень большая. Но это как раз и заставляет делать высоту подъема на один шаг минимальной. И тут надо уже учитывать и максимально возможный угол наклона стопы. Особенно если мостик делается пафосным, в расчете на загородные «пати» и прогулки по ним дам на каблуках. Забраться на такой мостик еще можно будет, а вот спуститься с него на каблуках можно будет только «задом наперед».

Рассмотрим два типа мостиков и особенности, которые надо учесть при их конструировании. Первый горбатый мостик — «гладкий», в виде изогнутой дуги. (Как рассчитать дугу для такого мостика написано в соответствующей статье). Такой горбатый мостик характеризуется двумя параметрами — длиной (L) и высотой подъема (H). Кроме того, следует учитывать и высоту подъема человека (V) за один шаг (S), т.е. «закон лестницы», с учетом изгиба стопы человека как на подъем, так и на спуск. Изгиб стопы человека (любого, неподготовленного), не причиняющий ему особого дискомфорта, составляет примерно 15-20 градусов (помним про каблуки при спуске !). Это значит, что касательная к дуге мостика в любом ее месте не должна иметь наклон к горизонту больше чем этот угол. И чем он меньше, тем комфортнее будет мостик.

Однако, если делать мостик в виде единой и непрерывной дуги одной окружности, то это будет не совсем правильно. Вернее, так можно делать мостики с большой длиной и невысоким подъемом. Если же мостик достаточно короткий и высокий, то надо учесть то, что кривизна его нарастает очень быстро к краям и превращает его в неприступную гору, на которую не то что ногу поставить, но и задрать ее тяжело. А уж спуститься с него можно только спрыгнув, а не сойдя. Или съехать на «пятой точке».

Поэтому такие мостики правильнее делать по двум дугам (одинаковым, расположенным симметрично), встречающимся в центре мостика. Дуги должны быть с гораздо бОльшим радиусом кривизны, чем если бы это была одна дуга. И не обязательно дуги должны стыковаться в высоте своего максимального подъема. Они могут встретиться и на «спуске». Но при изготовлении мостика в его середине можно сделать либо небольшой горизонтальный участок, либо участок построенные по дуге еще большего радиуса, что бы сохранить горбатость мостика на всем его протяжении. Но комфортную кривизну, с учетом угла изгиба стопы.

Иногда задаваемые параметры мостика (длина – высота) таковы, что вписать в них горбатый мостик в виде дуги невозможно принципиально. Согласитесь, довольно аляповато будет выглядеть пятиметровый мост – монстр, с высотой метр, перекинутый через полуметровый ручеек. Поэтому в этом случае возможно следует сделать выбор в пользу моста – лестницы.

Такой мостик представляет собой фактически две обычных лестницы, поставленных навстречу друг другу и соединяемых горизонтальной площадкой. Расчет лестницы обычный: Две высоты ступеньки плюс ширина ступеньки равно 60 см. Т.е. 2Н + S=60 см. Единственное что надо учесть особо, это длину соединяющей лестницы площадки. Проиграем ситуацию. Человек ставит ногу на площадку, и следующий шаг он делает уже по горизонтальной поверхности, т.е. уже нормальной длины. Поэтому длина горизонтальной площадки должна быть как минимум 1 шаг. А если она длиннее, то кратно количеству средних шагов. Т.е. 60 см, 120, 180 и т.д. Что бы нормально идущий человек последним своим шагом попадал на край площадки и следующим шагом уже была ступенька. Иначе придется перебирать ногами и семенить, что бы начать спуск с мостика. А ничто не отравляет нам жизнь так, как вот такой мелкий дискомфорт.

Особенно стоит поговорить о материалах, из которых будет сделан мостик. Надо учитывать, что мостик круглый год находится под открытым небом. Его поливает дождь и засыпает снег. И все погодные «прелести» ему достаются по полной программе. Речь не о долговечности покрытия и красоте, а о безопасности. Попадая на мостик, какой бы маленький он не был, мы оказываемся в непривычной для себя обстановке. И это повышает вероятность получения травм просто на порядки! (Все мои знакомые, так или иначе ломавшие руки-ноги, ломали их на лестницах и мостиках. Зачастую при содействии домашних животных – собак. На ровном месте кости себе ломают вообще крайне редко). С учетом наших погодных условий ( возможность заморозков с сентября по май), образование гололеда ( а что может быть опаснее гололеда на наклонной поверхности), дожди с апреля по декабрь, следует выбрать такое покрытие и материалы, а так же конструкцию ступеней или пандуса, что бы она не была скользкой ни при каких обстоятельствах. Категорически не рекомендуется применять полированный камень или керамическую плитку. Даже дерево, напитавшись влаги и набухнув становится достаточно скользкой поверхностью, особенно вдоль волокон. Конструкция мостика должна обеспечивать максимально быстрое самоудаление влаги с мостика. Т.е. при строительстве неплохо обеспечить «горбатость» мостика не только вдоль него, но и поперек. На пандусе надо устроить специальные дренажные щели для стекания воды. На мостике со степенями надо добиться того, что бы вода не стояла на ступенях, а быстро стекала с них. Для этого в подступенках делают отверстия для стока воды на уровне ступеней, а сами ступени устраивают с небольшим наклоном (1-2 градуса) в сторону подступенка. Перила на мостике, если они есть, должны быть не декоративными, а самыми настоящими, за которые можно удержаться, в случае если человек подскользнулся или подвернул ногу.

Как видите, казалось бы простое сооружение, как горбатый мостик, на самом деле оказывается довольно сложным и небезопасным устройством. Делаете ли вы его сами или покупаете готовый, или заказываете сторонним исполнителям — все эти нюансы лучше учесть.

Константин Тимошенко © 25.04.2010