В продаже имеется достаточно большой выбор садовых тележек и тачек. Тачка является незаменимым помощником на участке. И мусор вывезти, и удобрения, навоз, компост и строительные материалы, дрова. И т.д. и т.д. На все руки мастерица — садовая тачка.

Какую купить? Одно или двух колесную? На мой взгляд — только двух. Гораздо устойчивее, особенно на грунте, и главное — ее можно не только толкать перед собой, но и тянуть за собой! А это, поверьте, немаловажный фактор. Попробуйте ка потолкать тачку с компостом по зыбкой весенней почве — увязнет в 2 счета! А вот если тянуть — нет проблем.

И все же, несмотря на обилие выбора садовых тележек, есть моменты, когда эти тележки дачника устроить не могут.

Например, построили вы теплицу. Места в ней и так немного, а проход надо делать таким что бы можно было и грунт подвести, и посадочный материал. И что? Делать широченный проход — проспект и терять драгоценную «крытую» площадь? Тут бы тачку поменьше, вернее, по-уже надо. Но вот таких то как раз в продаже и нет. Поэтому неплохо освоить «тачкостроение» самому.

Простейшую садовую тачку – тележку вы можете сделать за пару часов работы самостоятельно. Причем ее параметры (габариты, грузоподъемность) вы тоже можете определить сами, по своим нуждам и возможностям. Нам потребуются: несколько брусков древесины (примерно 40 х 40 мм), отрезок трубы или резьбовая шпилька длиной 60-70 см, пара любых колес, да несколько обрезков фанеры.

Рама тачки.

Конечно, в качестве рамы идеально бы использовать согнутую П-образно трубу или профиль 16-25 мм. Если она есть — ее и используйте. А если вы делаете бюджетный вариант — сойдет и рама из бруска или даже жердин. Следите только, что бы не было сучков на краю брусков, а то бруски могут переломиться. Длина рамы — примерно 120 – 150 см, ширина – 40-70 см (смотря какое будет основное назначение тележки).

Ось тачки

Внизу рамы сверлится пара отверстий под ось тележки. В качестве оси подойдет любая трубка, 15-20 мм в диаметре или резьбовая шпилька (кстати, использовать ее гораздо удобнее). Она должна выступать из рамы на 2 ширины колес с каждой стороны, примерно. Сама ось — не вращается, поэтому ее крепят наглухо в раме, просверлив тонким сверлом и раму и ось и вкрутив в отверстие саморезы или винты (или затянув гайки с обеих сторон бруска). На ось насаживаются колеса тележки.

Колеса тачки.

Вообще говоря, выбор колес процесс творческий. Вернее — процесс поиска колес. Колеса будут определять нагрузочную способность тачки. Поэтому колеса должны быть прочны и надежны. И желательно — пошире и побольше диаметром, что бы на пересеченном и рыхлом грунте дачного участка не зарываться в землю и не сильно накатывать колеи.

Можно даже применить велосипедные, от детских колясок, купить что то готовое и т.д.

Можно даже сделать колеса самому из толстой фанеры. Сезон-два они точно прослужат, а может и больше. Что бы они не забивались грязью и не размокали быстро, их обивают узкой полосой металла, надевают на них старые велосипедные шины, обивают толстой резиной… Саму фанеру тщательно пропитывают олифой или лессирующим антисептиком, защищая от влаги

Колеса, разумеется, или подбирают, или изготавливают так, что бы они свободно надевались на ось, но без большого люфта. Если у готовых колес отверстие слишком большое — делают вкладыши из отрезков трубы. Если маленькое — его рассверливают до нужного диаметра. Высший пилотаж — конечно колеса с подшипниками.

Колеса на оси крепятся при помощи шплинтов. Шплинт — это согнутая вдвое толстая проволока. Верхняя часть (в районе перегиба) этой «петельки» имеет расширение, что бы не проваливаться в отверстие в оси, а нижние («усики») пройдя сквозь отверстие разгибаются в стороны. Таким образом колесо, зажатое между двумя шплинтами по бокам, может свободно крутиться, но соскочить с оси не может. . Колеса и ось тщательно смазывают густой смазкой, например солидолом.

Если в качестве оси применена резьбовая шпилька, то конечно, фиксация происходит при помощи гаек, по 2 с каждой стороны колеса. Да и внутрь посадочных отверстий колес неплохо вставить металлические вкладыши, что бы резьба постоянно не рассверливала отверстия. Полезно так же прикрыть от грязи отверстия с помощью шайб. Да и смазка в этом случае дольше продержится.

Дно кузова тележки.

Кузов тележки — треугольной формы, для простоты и жесткости конструкции. Кроме того, он еще может быть и складным! Тогда тележка в состоянии хранения или транспортировки практически не занимает места. Материал кузова — или металл, или опять же — фанера.

Размеры кузова вы определяете сами, но особо не увлекайтесь гигантизмом — вам же ее и возить.

Дно кузова наглухо крепится к раме, создавая очень жесткую конструкцию. А вот с бортами (боковыми и торцевым) можно поэкспериментировать.

Если вас интересует именно складная садовая тачка, то все три борта следует крепить к дну кузова на петлях. Причем один боковой борт — непосредственно к дну, противоположный — через брусочек, равный по толщине материалу бортов. А торцевой — через брусок, равный толщине сложенных обоих бортов. Тогда при складывании вы получите совершенно плоский «конверт». Останется только снять колеса – и хоть за шкаф убирай.

В разложенном состоянии борта «держатся» друг за друга любым способом — крючками, шплинтами, шпингалетами, штыревыми фиксаторами, винтами и пр.

Складная тележка, конечно, это заманчиво. Но если это неактуально, то возможен вариант тележки – самосвала. Реализовать это можно двумя способами.

Во-первых, сделать откидной торцевой борт. Закрепив его на осевых петлях в верхней части. Тогда можно сконструировать тягу, которая будет его фиксировать в закрытом состоянии и открывать, когда тяга ослаблена. Поскольку дно тележки наклонное, груз сразу же соскользнет с него на землю.

Во-вторых, можно сделать целиком опрокидывающийся кузов, если его целиком посадить не ось (через петли). Правда в этом случае надо будет сделать пару поперечин на раме, для жесткости. Да и разгрузка не будет такой качественной, как при открывающемся борте, если диаметр колес невелик.

Ну вобщем, это уже вам решать.

Можно даже сделать несколько вариантов кузовов, специально приспособленных, например, для перевозки сыпучих сухих веществ (песок, грунт, щебень), для перевозки дров ( без бортов, но с люверсами, что бы можно было надежно увязать дрова), для крупногабаритных грузов и т.д. Тут можно дать волю фантазии.

Вот такая получается простая и бюджетная, в тоже время универсальная и надежная садовая тачка – тележка.

Константин Тимошенко