журнал для самодельщиков. Чертежи, схемы, описания, разработки, ремонт, изготовление, фото





Словакия. Горные лыжи и горнолыжные курорты в Словакии. Высокие Татры. Штребске Плесо

Раздел: Туризм и Отдых


Начало статьи …

Аэропорт а Попраде.

Типичный «райцентровский» аэропорт. Небольшое сооружение, самолетов прилетает мало, очередей поэтому нет. Правда словацкие погранцы на паспортном контроле (2 пункта) не шибко торопятся. Может с непривычки - шенгенские визы за неделю до нашего прилета ввели. Тщательно тыкают по кнопкам компа, сканируют паспорта… Но проблем, вобщем, никаких. Выходишь из паспортного контроля - багаж тебя уже дожидается. Взял - и в автобус трансфера.

Вспоминаю, что валюта в Словакии - своя - словацкая крона. На евро они только в 2009 году перейдут (уже и счетчик обратный запустили, по телику видел). А пока - крона. К евро соотносится примерно как рубль. Т.е. 33,6 кроны за евро. Это удобно. Цены - почти везде и на все - как в России (только в кронах). Практически не требует никакой умственной конвертации цифр.

Банкомат - прямо на улице, у выхода из аэропорта. Удобно сразу снять много-немного налика и обзавестись местной валютой. Евро у вас, конечно тоже почти везде возьмут, но курс будет весьма невыгодный. Так что лучше с карточки. Вообще, забегая немного вперед, карточки в Словакии как то не очень… Все предпочитают нал (кэш). Да и снимать с карточки выгоднее большими суммами (что бы перекрыть минимум комиссии). Так что 5-6 тыс. крон для старта - это нормально. Конечно, можно снять денег и по приезде куда-нибудь. Но мало ли что понадобится в дороге, да и будет ли там банкомат. Пока неизвестно. Поэтому мы решили воспользоваться случаем.

Хотя, банкомат оказался и в отеле (правда выдавал он по немногу, не более 5000 крон). И даже неподалеку от подъемников стоит мобильный банкомат (впервые такой увидел) – Синенький микроавтобус, наверное бронированный, в заднюю часть которого врезан настоящий банкомат. Связь с банком – по радиоканалу. Достаточно популярен среди лыжников, кстати.

Наличные деньги так же есть где поменять. Правда курс совсем не радует. Примерно на 3-5% хуже банкоматного или биржевого.

Все, теперь трансфер до Штребске Плесо. Известный Горнолыжный курорт в Словакии. Почему именно Штребске Плесо? Всем сидеть у компьютера, слушать сюда.

В прошлую зиму практически вся Европа пролетела с горнолыжным сезоном ввиду отсутствия снега. А в Колашине (Черногория) и в Штребском Плесо - он был! Отчасти – из-за климата, отчасти из-за наличия большого количества снежных пушек для искусственного оснежения склонов. Озаботившись проблемой поиска горнолыжного курорта, где снег будет гарантированно и не потает из-за глобального потепления и ввиду нашего приезда, я набрел на эту самую Словакию и это самое Штребске Плесо. В частности - через сайт www.meteo.sk На нем качественно отображается не только погода по Словакии, но и снеговая обстановка в разных городах и горнолыжных курортах. И главное - есть множество веб-камер! Которые непосредственно показывают, что там делается на самом деле. Таким образом, я практически за полтора месяца начал наблюдать за местом, где планировал потом покататься на лыжах. Именно гарантированное наличие снега и предопределило выбор в пользу горнолыжного курорта в Словакии Штребске Плесо.

Кое что о горнолыжном курорте Штребске Плесо.

Горнолыжный курорт Штребске Плесо расположен на северо-востоке Словакии, в районе, именуемом Высокие Татры. Недалеко от границы с Польшей и Украиной. До районного центра Попрад - примерно 25 километров. Сам Попрад (ок. 80.000 жителей) и обеспечивает основную массу горнолыжников на склонах Штребске Плесо (гора Солиско). Другая значительная часть горнолыжников и тех, кто хочет ими стать - украинцы, но об этом – ниже.

Штребске Плесо - национальный парк, поэтому никаких поселений там нет. Это достаточно изолированное место, которое можно условно разбить на 2 зоны. Обе они сосредоточены вокруг довольно большого горного озера Штребске Плесо , которое, собственно и дало название местности – Штребске. А плес (по словацки Плесо) - это берег этого озера.

Одна (восточная, по отношению к озеру) зона непосредственно примыкает к горнолыжному курорту и там расположены 2 отеля - Fis и Patria. Другая (западная) находится на противоположной стороне озера и в нем множество отелей, в том числе строящихся, станция горного трамвайчика, супермаркет и т.д. От этой зоны до собственно «горы» - примерно с километр. Собственно поселения Штребске Плесо - не существует. По крайней мере, я его не заметил. Это просто название горнолыжного курорта. Два отеля (Fis и Patria), расположены сами по себе и никакой инфраструктуры, кроме имеющей отношение к горным лыжам, вокруг них нет. А вот в другой зоне есть станция трамвайчика, на котором можно добраться до других городков Высоких Татр (Смоковец, Ломница и др.) и даже до Попрада. Есть там и супермаркет, где можно прикупить разных продуктов и пива по вполне приемлемым ценам (не выше московских, например). Так например, все колбасы находятся в ценовом диапазоне 100-250 крон (рублей), пиво баночное – 18-25 крон и т.д.

Если вы купили тур без ужина - возможно вам это пригодиться, поскольку никакой ночной жизни в Штребске Плесо практически нет. С закрытием подъемников и наступлением сумерек (это примерно 16-00 местного времени), народ валом валит с горы по своим отелям, на станцию, на автобус и к своим автомобилям. Часа в 22-23 все замирает и тишина в Штребске Плесо такая, что в ушах звенит. Поэтому либо сразу покупайте тур с ужином в отеле, либо торите дорогу в супермаркет или ближайшую колибу (таверну, ресторан). Поскольку все местные ресторанчики и колибы начинаю массово закрываться ранним вечером. Словаки, как я понял, вообще не слишком предрасположены к ночной жизни. Рано встают, но и рано спать ложатся.

Гора для катания (главная) на горных лыжах в Штребске Плесо называется Солиско. Схема трасс в Штребске Плесо приведена на фото, сейчас расскажу о ней поподробнее.

Максимальная высота, доступная горнолыжникам – 1848 метров. Длина спуска - примерно 2,5 км. Пологие участки чередуются к приличными крутыми участками (крутяками) и доставят удовольствие лыжнику начальной, средней и высокой подготовки. На горе есть 6 подъемников, которые достаточно производительно разгребают очереди горнолыжников. Они, кстати, образуются только по выходным и праздничным дням, когда большой наплыв лыжников. В рабочие дни очередей практически нет.

По схеме:

Подъемник 1. Детский подъемник у подножья трамплинов. Тут детвора катается на санках и пластиковых кругах и баллонах. Это для совсем маленьких и тех, кто не хочет даже учиться кататься на лыжах и сноуборде.

Кстати, в Штребске Плесо множество трасс для беговых лыж. Не просто накатанных, а сделанных специальными приспособами. Их приводят в порядок каждую ночь, так что кататься на беговых лыжах там тоже полное удовольствие.

Подъемник 2. Кресельный, на 3 человека. Поднимает лыжников на гору, высотой 80 метров, длина спуска метров 350-400. Причем верхняя часть достаточно крутая, а нижняя пологая.

Для начинающих лыжников не совсем подходящая из-за слишком большой крутизны на первоначальном этапе спуска.

Подъемник 3. Бугельный. Тащит лыжников параллельно подъемнику 2 (тут можно сойти с бугеля), потом поворачивает вправо и тащит еще примерно столько же. Привозит в место (перекресток) , где сходятся и расходятся все трассы горы Солиско.

Если ехать правее, возвращаясь к подъемнику 2, то трасса - просека в лесу - очень узкая, крутая (хотя в начале пологая) и очень скоростная. Сноубордисты довольно быстро счищают с нее снег до льда и к середине дня ездить по этой трассе - удовольствие уже ниже среднего.

Если же взять левее, то после 200 метров приличного спуска, лыжника ожидают метров 100 очень серьезного крутяка, который чайники преодолевают как правило на любых свои частях тела, но только не на лыжах. Те, кто поопытнее, скачут как зайцы, пытаясь погасить скорость поворотами, так как уклон составляет градусов 70.

Зато потом лыжника ожидает прекрасный километр трассы со средним уклоном, с выкатом ко всем подъемникам сразу.

Подъемник 4. Бугельный подъемник для обучающихся катанию на горных лыжах. Метров 100 длинной и с таким же спуском, пологим, почти плоским. Убиться на таком спуске нельзя принципиально.

Подъемник 5 . Самый популярный кресельный 4-х местный подъемник. Таскает лыжников от самого подножья горы до самого верха. Длина спуска - ок 2,5 км по прямой. Если ехать по склону по диагоналям - то растянуть удовольствие можно подольше. Цикл «подъем – спуск» занимает примерно 25-30 минут, поэтому за день можно успеть съехать примерно раз 10-15. (Подъемники запускаются в 8 часов и выключаются после 15 - 15-30).

Прикол состоит в том, что самая верхняя часть горы (ее верхняя половина), представляет собой прекрасное место для обучения катанию. Там достаточно пологие участки чередуются с небольшими крутяками, которые впрочем тоже можно объехать по более пологой стороне. Чайники-самоучки, между тем, бояться ехать на самую вершину и мучаются внизу, на крутых склонах и маленьких подъемниках. А местные инструктора из лыжных школ (которых там много и практически все инструктора в них прекрасно говорят по русски) – сразу тащат своих подопечных наверх и ставят их там на лыжи за день-два.

Подъемник 6. Бугельный. Был бы еще более популярным, чем подъемник 5, так как обеспечивал бы катание в самой комфортной зоне горы. Если бы работал. Но во время нашего присутствия на горе он почему то не работал, и судя по виду - достаточно давно.

Очевидно многие из местных лыжников тоже сталкиваются с этим явлением, поэтому предпочитают не катиться до самого низа и отстояв очередь на подъемник подниматься наверх. А докатившись почти до «перекрестка» (перед ним метров 200 узкой трассы), разворачиваются и пешком вновь поднимаются на самый верх. У них, как правило, специальные крепления на лыжах, позволяющие отстегнуть задник лыжных ботинок и использовать горные лыжи как беговые, с креплением только на носке ботинка.

Погода в Штребске Плесо достаточно устойчиво-ясная. Сказывается достаточно большая высота. И даже если приходит какое то ненастье, оно как правило остается в долине или в нижней части трасс. Верхняя часть практически всегда залита солнечным светом и многие занимаются не катанием, а принятием солнечных ванн. Стоя на вершине трассы, конца трассы разглядеть нельзя из-за плотной облачности. И катаешься - выше облаков. Но солнечное тепло - достаточно обманчивое. Все таки почти 2000 метров над уровнем моря. Чуть дунет ветерок или стоит заехать в тень от сосен и елок - и сразу становится очень морозно и холодно.

Уход за трассами в Штребске Плесо достаточно приличный. Есть несколько ратраков и множество снежных пушек, которые аккуратно восстанавливают снежный покров трассы и трамбуют его. Во всяком случае, даже в конце дня, мест выбитых до грунта я не видел. Хотя во многих местах, особенно на крутяках, сноубордисты сгребали снег в довольно большие сугробы и одновременно расчищали трассу местами почти до льда.

Скипасы в Штребске Плесо продаются непосредственно в кассах почти у подъемников. Варианты – всевозможнейшие. От разовых подъемов, и подъемов с-по какой то час, до суточных, на определенное количество дней и сезонных. Цена? Я не задавался целью собирать статистику, тем более, что на период Нового года тарифы, как правило, повышаются.

На большее время покупаешь – естественно дешевле. Скипасы для 2 человек на 6 дней в новогодний период обошлись примерно в 7500 крон. Т.е. 3750 крон на человека, или (с учетом примерно 12-15 подъемов в день) – примерно по 45-50 крон (рублей) за подъем. Дорого это или дешево – не знаю, смотря с чем сравнивать. В Австрии и Подмосковных Сорочанах и Волене - дороже, в Черногории - дешевле (там суточный скипас стоит 10 евро).

Прокат горнолыжного оборудования с Штребске Плесо развит достаточно хорошо и относительно недорог. Пунктов проката много. Они есть и на самой горе (причем там же можно и хранить всю эту амуницию), и как правило, при отелях. При отелях - дороже, но и сервис получше. Тут и лыжи точат, и ботинку сушат и оборудование поновее. По крайней мере, 2 комплекта «лыжи + ботинки + палки», практически без признаков износа, на 6 дней обошлись в 5800 крон. Т.е. примерно в 3000 рублей на человека . ( 500 руб/день). Для сравнения - в Черногории – 15 Евро (хуже по качеству), в Австрии – 30 Евро. И это был один из самых дорогих прокатов ( в отеле Patria), где мы и жили. Так что ехать со своим или арендовать на месте - сами решайте. Выбор в пункте проката - огромный, запас есть и лыж и ботинок (топанок) - любых размеров.

На мой взгляд, Штребске Плесо - наилучшее место именно для катания и обучению катанию на горных лыжах в Высоких Татрах. Уже при отъезде, на трансфере, нам довелось объехать практически все Высокие Татры на автобусе, собирая туристов со всех гостиниц, пансионатов и вилл. (При приезде нас высадили практически первыми). Ну да, если вы едите просто «посетить», попить водки или пива, отдохнуть… можно ехать вообще куда хочешь. Но если вы едите именно кататься в Высокие Татры, Штребске Плесо - самое оно! Гора – рядом, сервис в отелях – достойный. Что еще надо? Если вам нужна «ночная жизнь» - конечно вообще лучше останавливаться в Попраде и съездить на гору пару раз. Проводя остальное время в барах, ночных клубах и аквапарке (в Попраде, говорят, приличный аквапарк). Но мы ехали именно кататься на лыжах. А в остальных местах вы наверняка будете завязаны на всякие автобусы и другие способы доставки к месту катания.

Служба спасения на горе функционирует. Снегоходы с носилками периодически проезжают вверх-вниз. Так что если что случится - спасут и помогут. Вобщем инфраструктура достаточно развита.

Константин Тимошенко

Продолжение статьи…






 

Разделы сайта:

  
  • САМ-издат.  
  • Авто - Мото - Вело  
  • Кулинарные рецепты  
  • Здоровье и медицина  
  • Дом и Квартира  
  • Дачное строительство  
  • Садово-дачная техника и инструмент  
  • Сад и огород  
  • САД и ОГОРОД (NEW!)  
  • Ремонт бытовой техники  
  • Интернет и Компьютеры  
  • Фото и Видео  
  • Разное  
  • Телевидение  
  • Рыбалка, Охота, Грибы  
  • Туризм и Отдых  
  • Полезные советы  
  • Плохие вещи  

  • БАРАХОЛКА (NEW!) товары для самодельщиков  

  • Все страны мира
        Отзывы туристов.