Крыши из оцинкованной стали: уход, окраска и ремонт крыши из оцинкованного листа (профиля)
На сегодняшний день промышленное производство предлагает для строителей широкий спектр различных материалов для кровли. Но на протяжении уже, неверное, нескольких сотен лет одним из самых используемых покрытий для кровли остается металл.
Кровля выполненная из металла – это долговечный, очень надежный, прочный, эстетичный кровельный материал. Кровельное покрытие как правило выполняется из оцинкованной стали, алюминия, меди. Последние два вида покрытия встречаются довольно редко из-за их высокой стоимости.
Оцинкованная сталь (листом, волнообразным или прямоугольным профилем) – сегодня, наверное, самый распространенный материал для кровли. Массовое распространение он получил в самом начале строительного загородного бума. Значительно более дешевая чем импортная металлочерепица с полимерным покрытием, но в то же время тоже достаточно «долгоиграющая» и презентабельная кровля из оцинкованной стали массово покрыла тысячи и тысячи домов новостроек в деревнях и дачных товариществах.
Цинк не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье человека. Это подтверждается использованием этого металла не только в материалах для кровли, но и в баках для питьевой воды или трубах питьевых водопроводов, ведрах.
Цинк обладает высоким отражающим свойством, предотвращая тем самым перегрев крыши в жаркую погоду. Недостатки использования железа конечно же есть, и наверное основным является довольно низкая шумоизоляция, что позволяет слышать шум града или дождя внутри дома. Однако у некоторых хозяев шум дождя вызывает ощущение внутреннего комфорта и домашнего уюта.
Кроме того покрытия из оцинкованного железа достаточно долговечны. Цинк отлично защитит железо на 20-30 лет и более. Сейчас, как раз наступает время, когда крыши, устроенные в самом начале 90-х годов, требуют тщательного осмотра и ухода. Время и агрессивная среда медленно но верно делают свое дело. К тому же не всегда покрытие стали цинком бывает идеальным. И начинают на крыше появляться серые матовые разводы – первый признак коррозии. И перед владельцем домостроения начинает маячить перспектива ремонта кровли.
Что бы максимально отдалить этот неприятный момент, за оцинкованной кровлей надо ухаживать с «молоду». Т.е. с самого момента устройства этой кровли. Лучше всего — сразу покрасить оцинкованную сталь, что существенно продлит срок ее службы.
Покраска оцинкованного металла операция весьма неоднозначная. Так как у оцинкованного железа более пассивная поверхность, чем у черного металла, для него требуется специальная краска с большей эластичностью и адгезией. Алкидные и масляные и краски совершенно не подойдут для этих целей. В результате химических реакции с поверхностью цинка алкидная краска быстро окислится и, тем самым, потеряет свои сцепляющие свойства. В итоге произойдет неизбежное отслоение дорогостоящей краски от покрытия. Прослужит такое покрытие, в лучшем случае, один сезон.
Для данной цели необходима специальная краска — акриловая грунт-эмаль, которая гарантированно прослужит вам долгие годы. Такие краски сейчас во множестве предлагаются ведущими мировыми производителями лакокрасочной продукции. Хотя они и не дешевы, но все же процедура покраски крыши значительно дешевле ее замены. Кроме того, окрашенная крыша значительно более нарядна, чем просто оцинкованная, да еще и с разводами.
Прежде чем приступать к покраске, необходимо проверить состояние покрытия. При наличии проржавевших поверхностей их необходимо заменить, или счистить ее керосином и после наждачной бумагой. Если замена листа невозможна (вряд ли 15 лет назад вы запасли запасных 2-3 листа кровли), то отверстия придется залатать (об этом ниже). Листы кровли очищают от грязи или старой краски, счищая ее щетками или используя специальные средства. Кровлю моют и обезжиривают. После полного высыхания на кровлю наносят краску большой маховой кистью, валиком или пульверизатором (краскопультом). Желательно нанести 2-3 слоя краски.
Если же на поверхности крыши уже появились трещины или дыры их необходимо запаять заплатами. Места соединений листов очищают от ржавчины или старой краски наждачной бумагой. Плотно подгоняют друг к другу соединяемые листы. Кисточкой, смоченной хлористым цинком, протирают соединяемые поверхности. Для спаивания используют мощный горячий паяльник, который перед применением протирают нашатырем. После чего на спаиваемые листы концом паяльника наносят припой. После охлаждения излишки припоя необходимо удалить.
Не рекомендуется приготавливать хлористый цинк самостоятельно. При неправильном смешении кусочков цинка с соляной кислотой может произойти взрыв. Что неизбежно приведет к сильнейшим ожогам. Лучше купить готовый флюс.
Пайка на крыше — процедура достаточно трудоемкая. К счастью современная химия предлагает нам весьма широкий арсенал различных клеев и герметиков, позволяющих довольно быстро просто заклеить отверстие, приклеить заплату на большое отверстие или просто загерметизировать мелкую щель или дырочку. Самые доступные из них — это эпоксидные автомобильные шпатлевки, замазки. Есть так же специальные герметики в тубах. Более полную консультацию по таким средствам вам дадут в строительном магазине. Необходимо только убедиться, что предлагаемое вещество надежно пристает к оцинкованной поверхности. Заплата может быть как металлической, так и из стеклоткани, например, или пластика.
Но что бы избежать процедуры ремонта, лучше тщательно ухаживать за своей оцинкованной кровлей, не допускать механических повреждений покрытия, особенно в процессе ее устройства. Желательно применять специальные кровельные саморезы, имеющие эластичную силиконовую прокладку под шляпкой и герметизирующую отверстие в стали от атмосферных осадков. А так же качественно покрасить крышу специальной краской. И тогда оцинкованная крыша прослужит вам многие десятилетия, до конца службы и самого дома.
Константин Тимошенко © 12.10.2009