Как найти себе хорошую работу, пройти собеседование. Полезные советы тем, кто ищет работу.
Проваливаете восьмое собеседование за последние две недели? Ну что ж, если в ваши планы не входит получение сомнительного звания Вечного Безработного, то пришло время проанализировать свои ошибки. Надеемся, что несколько советов от специалистов по подбору персонала помогут вам в этом нелегком деле.
Итак, по порядку.
1. Пишем резюме
В первую очередь максимально серьезно отнеситесь к составлению своего резюме, ведь именно на основании этого документа работодатель будет принимать дальнейшие решения относительно вашей кандидатуры. По статистике и опросам работодателей почти 50% всех резюме даже не доходит до начальника, отправляясь в мусор секретарем, и еще 20% отсеиваются менеджером по кадрам или самим руководителем. Так как же сделать так, чтобы именно ваше резюме попало в рассматриваемые 30%?
Заранее поинтересуйтесь, есть ли у работодателя какие-то особые требования к резюме. Если их нет, то составляйте по образцам из Интернета или используйте специальные программы. Пишите по существу – резюме не должно быть слишком коротким или длинным и ни в коем случае не должно содержать грамматических ошибок! Особое внимание уделите тем данным, которые имеют непосредственное отношение к заявленной вакансии.
Опытный специалист по кадрам всегда обращает внимание не только на ваши профессиональные достижения, но и на личностные качества, причем оценивается даже не то, что вы пишете, а как вы это делаете, исходя из того, что если вы что то не умеете — вас можно научить. А вот неряху или глупца ни аккуратистом, ни умным уже не сделаешь .
Избегайте крайностей: не уходите в официоз, но и не позволяйте себе неформальных разговорных форм или сленга. Придерживайтесь золотой середины, т.е. обычного делового стиля без вычурности и пафоса. Не надо фантазировать и не применяйте гротески, аллегории и превосходные формы. Обязательно сделайте акцент на том, чем вы отличаетесь от своих конкурентов, на своих достоинствах и преимуществах. О характере человека могут многое рассказать его увлечения (или же их отсутствие), поэтому не обходите стороной графу хобби. Если у вас есть образцы ваших работ (проекты, эскизы и т.д.), не лишним будет приложить их к резюме.
Чтобы ваше резюме не потерялось в электронной почте работодателя, озаглавьте его максимально просто и удобно с указанием желаемой должности или профессии, (например, «Резюме-Петров-менеджер по продажам).
2. Ищем вакансию
Если вы ищете работу через специализированные сайты в Интернете, не делайте основную ставку на ежедневную рассылку предложений, соответствующих вашим параметрам. Если есть возможность, «ройте» сеть самостоятельно, желательно несколько раз в течение дня. Как и в любой гонке, в поиске работы часто побеждает тот, кто быстрее. Те, кому срочно нужны работники, не склонны выбирать месяцами, так как работа не ждет.
Если вы нашли то, что нужно, не медлите – высылайте резюме и через некоторое время обязательно позвоните уточнить, дошло ли оно, будет ли рассмотрено и в какие сроки. Не считайте это назойливостью – помните, что ваше письмо может уйти в папку «спам» или же получатель может попросту не обратить на него внимания по каким-то своим причинам. Даже если ответом будет «нет», вы по крайней мере не будете ждать и надеяться на приглашение от этой фирмы. Ну а кроме того, вполне возможно, что ваше резюме не полетело в корзину, а просто легло в «резерв». Работодатель даже сделав выбор не в вашу пользу может разочароваться в нанятом работнике и вакансия откроется вновь.
3. Проходим собеседование
Итак, ваше резюме было рассмотрено, и вас пригласили на собеседование. Помните, что встречают по одежке, поэтому откажитесь от любимых джинсов и майки-алкоголички в пользу более или менее делового костюма. А если его нет – то придется купить, даже если надо занять на это деньги. Это вовсе не означает, что обязательно надо быть в пиджаке и при галстуке, просто выглядите по-деловому опрятно, избегайте ярких расцветок, блесток, надписей, вызывающих декольте и мини-юбок, а также слишком открытой обуви. Не стоит увлекаться украшениями, экспериментировать с макияжем, прической и маникюром.
Будьте уверены в себе, смотрите на собеседника, а не в пол или в сторону, говорите спокойным и ровным голосом. Обратите внимание на то, как вы сидите: напряженная, зажатая поза подсознательно сигнализирует собеседнику, что вы чувствуете себя уязвимым и таким образом пытаетесь защититься. Постарайтесь заранее подготовить ответы на некоторые стандартные вопросы, например, о себе или о своих ожиданиях от работы в данной компании. Неуверенность в своих словах, длительные паузы перед ответом и фразы из серии «Нууууу, я не знаю…» значительно снизят ваши шансы на успех.
Будьте максимально корректны в своих ответах на вопросы о предыдущем месте работы. Ни один работодатель не захочет принять на работу человека, выносящего сор из избы, поэтому не откровенничайте про жлобство начальника, склочный коллектив и черную бухгалтерию. Заранее придумайте какую то благовидную «отмазку» по поводу смены работы, которая не будет порочить ни предыдущую компанию, ни вас самого. Достаточно часто работники кадрового отдела звонят на место вашей предыдущей работы и под каким то благовидном предлогом выясняют истинное положение дел, как вы оттуда ушли. Со скандалом или по действительным обстоятельствам.
Во время разговора с кадровиком постарайтесь расположить его к себе. Несколько фраз сочувствия по поводу его тяжелой работы, похвалы по поводу «прекрасных цветочков на окне» (за которыми он ухаживает), нахождение общих интересов и даже простой комплимент вроде «очень удачного дресс-кода, который особенно к лицу блондинкам, брюнеткам, шатенкам…» дадут повод для более подробного разговора, но уже как с «почти своим».
Даже если вы претендуете на должность значительно более высокую, чем та, что занимает ваш интервьюер, недопустимо проявлять фамильярность или неуважение. Не забывайте, что в данный момент работа нужна вам, а не ему.
Кудрявцева Екатерина
Образец резюме вы можете скачать на сайте биржи вакансий и резюме . Там же вы можете разместить его или найти подходящие вакансии.