Садовые дорожки своими руками. 5 способов сделать дорожки на даче самостоятельно.
Внешний вид и удобство пользования участком в большой степени зависит от хорошо спланированных и качественно сделанных садовых дорожек. Они могут быть изготовлены из различных имеющихся материалов. Мощение садовых дорожек дают возможность владельцу участка реализовать его фантазию и творческий замысел.
Дорожки лучше всего делать выпуклыми. Это будет способствовать стоку с них атмосферных осадков. В поперечном уклоне дорожка должна соответствовать следующему размеру – уклон в пределах 3 см на каждые 100см. Грунт у краев дорожки должен быть достаточно дренированным, что вода не застаивалась. Для провоза садовой тележки ширина изготавливаемой дорожки должна на 30 см превышать, ширину колеи колес.
Садовые дорожки из монолитного бетона.
Сначала делают разметку будущей дорожки с помощью колышков и бечевки. Потом вынимают грунт так. что не оставалось растительных остатков и утрамбовывают дно. Затем в подготовленную канавку засыпают щебенку, битый кирпич, шлак крупного размера и др. Такой слой должен быть в пределах от 10 до 15 см. Его поливают водой и тоже трамбуют. Сверху засыпают песком слоем 4-5 см, поливают и опять трамбуют. Если сделать бетонную стяжку, то этим можно увеличить долгую эксплуатацию садовой дорожки. Для того чтобы получить одинаковый профиль дорожки, делают шаблон из пары досок. По ним выравнивают полотно, которое должно возвышаться над почвой на 7-8 см. Два дня дорожку надо поливать. Такой вид дорожки делают без бордюра. Сток воды происходит естественным образом. Увеличить надежность садовой дорожки можно закладкой железной арматуры.
Садовые дорожки из кирпича.
Красивая дорожка получится из отходов (боя) кирпича (пережженный кирпич «половняк» или силикатный). Его можно класть на ребро, торцом или плашмя. Типоразмеры кирпича всегда кратны его сторонам, поэтому дорожку выкладывать легко. Для такой дорожки грунт вынимают из канавки и насыпают туда слой песка в 10 см. Основание разравнивают и смачивают водой, трамбуют. Затем на него выкладывают кирпич по определенной схеме. Вдоль дорожки кирпич укладывается на ребро для образования бордюра. Теперь покрытие трамбуют и хорошо поливают водой. Для крепкой связки кирпичей их надо укладывать на жидком цементном растворе. Если кирпич достаточно прочный, его просто укладывают на утрамбованный песок, затем засыпают сухой песчано-цементной смесью (5частей песка на 1 часть цемента), затирают щеткой смесь в щели и смачивают водой.
Садовые дорожки из песчано-цементных плиток.
Дорожка, вымощенная небольшими бетонными плитками, делается на песочном основании толщиной в 6-8 см. Бетонные плиты укладываются впритык или на расстоянии 4-6 см друг от друга. Зазоры засыпают грунтом с подсевом травы. Или цементо-песчаной смесью. Можно такие плиты сделать самостоятельно. Для этого понадобится деревянная опалубка. Надо взять четыре бруска сечением 5 на 5 см. Для надежной фиксации выпиливают пазы в паре противоположных брусков. Изготовьте скобы из тонкой листовой стали и прикрепите их с помощью шурупов в местах, где соединяются бруски. Опалубка может иметь квадратную форму или прямоугольную форму. Нижнюю часть закройте листом обычной фанеры или железа, так будет удерживаться раствор. Для увеличения крепости бетонной плиты армируйте ее металлической сеткой.
Если вы хотите разнообразить лицевую поверхность плит, то включите в нее осколки керамики, гальку. Для этого надо наклеить декоративный материал на лист бумаги. Клей должен быть водорастворимый. Сверху на лист ставят форму и заливают в нее цементный раствор. Когда он затвердеет, форму снимают. Бумагу смывают теплой водой, а поверхность железнят
Дорожка из бетона и бутового камня.
Для подъездных дорожек очень практично покрытие из монолитного бетона. Расшивка поверхности делается под природный камень. Дорожку такого вида целесообразно изготовить в виде колеи. Если дорожка предназначается для автомобиля, то основание делают на глубине около полуметра. Если для пешеходов – 10 см. Делается разметка ширины дорожки. Затем вынимается грунт, а по краям ставят опалубку. Она выполняется из деревянных досок. Опалубка должна выступать над поверхностью земли на 6-8 см. Это необходимо для того, чтобы водосток не ухудшался со временем из-за естественного подъема грунта. Опалубку выравниваю с помощью шнура и уровня. В канаву засыпается слой щебенки, а снаружи опалубку укрепляют грунтом. Грунт трамбуют. После еще раз проверяют, ровно ли стоит опалубка, и щебень обильно смачивается водой. Вслед за тем поверхность заливается цементным раствором. Покрытие выравнивают, расшивают под природный камень, дают время затвердеть и железнят (посыпают еще сырую поверхность свежего бетона цеменом с помощью сита). Можно сократить затраты на труд если глубину закладки уменьшить на 20-25 см. Тогда бетонное покрытие укрепляется арматурой. У автомобильных дорожек должен обязательно быть естественный бордюр. Его ширина должна быть 40 см.
Садовая дорожка под природный камень.
Красивый декоративный эффект создается, когда мощение садовой дорожки выполняют под природный камень, круглой формы и различной конфигурации. Такие имитации природных плит, возможно, изготовить в домашних условиях. Для опалубки используют старые обручи из металла с деревянных бочек. А можно сделать их из листового железа. Обручи должны быть разного размера. Выгибая обруч внутрь, под различными углами, придайте ему произвольную форму природного камня. Разметив дорожку, снимите травяной покров. Установите обручи в нужном вам порядке. Слегка, с помощью молотка, углубите их в грунт. Теперь выньте землю из каждого обруча. А по наружному периметру обручи наоборот присыпаются до верха. Опалубка смачивается водой и заполняется цементным раствором. Для разнообразия добавьте путем вдавливания в полузастывший раствор осколки керамики или разноцветные камни – голыши или крупную плоскую гальку.
Даценко Маргарита