Все больше и больше дачников используют для обустройства дач и загородных усадеб готовые цементно-песчаные плитки и плиты. Из из устраивают и дорожки и площадки для автомобилей. И просто вымащивают дворы и подъезды.

Если и вы решили использовать такую же плитку, вам будет небезынтересна эта информация о плитках.

Прежде чем покупать готовую плитку, поинтересуйтесь, каким способом она была изготовлена. Наиболее распространены два способа изготовления плитки, вибропрессование и вибролитье.

Вибропрессование — заключается в том, что бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), которая стоит на станине. Станина непрерывно вибрирует. На смесь сверху начинает давить пуансон (деталь обратная матрице, идеально точно входящая в нее, как поршень в цилиндр) и давит до полного уплотнения смеси (30-35 атм). Пуансон тоже непрерывно вибрирует. После этого матрица и пуансон поднимаются, а на поддоне остаются готовые изделия. Метод высокопроизводителен и допускает высокую степень автоматизации.

Вибролитье — заключается в том, что бетонная смесь укладывается в пластиковую форму. Форма ставится на вибростол (стол с непрерывно вибрирующей поверхностью) и выдерживается на нем некоторое время. После того как бетонная смесь в форме утрамбовалась, форма снимается со стола и выстаивается в теплом месте около 12 часов, после чего из нее извлекается готовое изделие.

Тротуарная плитка, произведенная методом вибропрессования подходит для большинства случаев укладки. При высоких требованиях к прочности и долговечности (заправки, подъездные пути) применяют плитку толщиной 80 мм, при мощении тротуаров — плитку толщиной 60 мм. Однако необходимо учитывать, что прочность плитки 60 и 80 мм примерно одинакова, а долговечность покрытия зависит в первую очередь от качества подготовки основания перед укладкой.

Укладка тротуарной и дорожной плитки.

Наибольшее разнообразие схем укладки предоставляет так называемая «брусчатка» — прямоугольная плитка, чаще всего размером 200х100хН. Самые распространенные схемы — «кирпичная кладка», «елочка», «столбик». Они отличаются, в первую очередь, простотой укладки и прекрасно подходят для дорожек. Схемы с попарным расположением брусков требуют предварительной прорисовки и хорошо смотрятся, обычно, выложенные с учетом 2 и более цветов. Такие схемы и, особенно, схемы укладкой «в квадрат» рассчитаны для площадок и стоянок.

Укладывая «волну», можно руководствоваться теми же соображениями, что и по «брусчатке».

Срок службы тротуарной плитки весьма продолжителен, поэтому вопрос — как долго прослужит вам дорожка — во многом зависит от технологии устройства и качества проведения работ. Можно экономить на плитке, но на укладке этого делать не стоит. Независимо от того, на что укладывается плитка на сухую смесь, раствор или песок, основанием служит подушка из щебня и песка. В отдельных случаях, для усиления основания, на песчано-гравийной подушке устраивается бетонная стяжка.

Технология укладки тротуарной плитки следующая.

Тротуарную плитку как правило укладывают на песчаное, щебеночное или бетонное основание. Вид основания и его толщина зависит от условий эксплуатации покрытия, толщины плит и опреде-ляется проектом строительства.

В общем случае рекомендуется следующая технология укладки тротуарных плиток:

1. Выемка дерна на глубину около 150 мм или глубже. Не должно оставаться никаких корешков, залетевших семян растений и т.п.

2. Продольная и поперечная планировка застилаемой поверхности с соблюдением технологических уклонов для стока воды. В идеале — дно траншеи должно иметь небольшой уклон. Если грунт очень глинистый, желательно устроить дренаж в наиболее глубокой части траншеи.

3. Трамбовка, укатка или виброуплотнение поверхности земляного полотна. Трамбовку делают при помощи короткого отрезка бревна с прибитыми по краям деревянными ручками — черенками.

4. Отрытие канавок для бортового камня. Если устраивается геометрическая дорожка.

5. Трамбование дна канавок и отсыпка 5 см слоя песка на дно канавок.

6. Установка в канавку бортового камня на бетонную подушку. На дно заливается немного литого бетона и устанавливается камень.

7. Застилка земляного полотна геотекстилем, для предотвращения деформации дорожного полотна. (Применяется в слабых пучинистых грунтах). В качестве геотекстиля можно использовать 1-2 слоя черного мульчирующего материала типа Агрил, Спандбонд, Агротекс.

8. Отсыпка застилаемой поверхности щебнем фракции 5-20 мм толщиной слоя 10-20 см (при условии заезда автотранспорта) с последующим поливом поверхности водой и трамбовкой. В непучинистых грунтах без заезда грузовых автомобилей допустима отсыпка крупным слегка увлажненным песком толщиной слоя 10-15 см.

(Вариант 1). Отсыпка по утрамбованному щебню слоя слегка увлажненного песка слоем 5 см с последующим выравниванием с помощью рейки.

(Вариант 2). Укладка по поверхности выровненного, увлажненного и укатанного слоя песка арматурной сетки 50х50 мм без связки. Отсыпка сухой смеси слоем 3-4 см с последующим слабым увлажнением с помощью лейки).

(Вариант 3) Изделия укладываются на слой растворной постели толщиной 2-3см непосредственно на трамбованный щебень без отсыпки песчаного слоя. Марка раствора — М150 (цемент:песок 1:3), вместо раствора можно использовать плиточный клей — это дороже но надежней, только обязательно укладывать на бетонную стяжку толщиной 5-10 см.

9. Тротуарные плиты укладывается на подстилающий слой, и втрамбовываются с помощью виброплит, массивных деревянных или резиновых киянок. При этом тщательно отслеживают уровень укладки плиток или придают дорожке определенный профиль. Как правило — немного выпуклый в центре для лучшего стока воды.

10. По поверхности уложенных плит рассыпается сухая смесь и распределяется по щелям.

11. Уложенная поверхность бетонными плитами тщательно очищается от остатков сухой смеси и поливается вдоль щелей небольшим количеством воды из лейки.

При приобретении тротуарной плитки необходимо учесть, что некоторая часть плитки пойдёт в отходы при подрезке. Количество таких отходов зависит не только от формы и размеров облицовываемой поверхности, но и от способа укладки (например, при диагональной укладке отходов больше, чем при параллельной).

Раскалывать плитку проще, если надрезать ее с помощью болгарки с камнем по камню. При резке правда выделяется много пыли, поэтому рекомендуется именно только надрезать плитку, а затем раскалывать, а не пилить ее совсем.

Тротуарные плиты уложенные на сухую смесь или растворную постель на щебеночной подушке выдерживают нагрузку от заезда легкового автомобиля. Плиты, уложенные на бетонное основание или на усиленную в 1,5 раза подушку выдерживают нагрузку от грузового автомобиля. Самое главное помнить, что срок службы плитки зависит в первую очередь от качественно подготовленного основания и не отступать от рекомендованных технологий.

Качественная плитка, и правильно уложенная, с хорошим дренажем, прослужит вам не один десяток лет и без потери своего внешнего вида.

К. Тимошенко. (использованы материалы интернет-сайтов).