Знакомый, продав свою дачу, распродавал и соответствующее оборудование, в том числе — бензопилу. Бензопилу он продал, но разбирая оставшееся барахло, обнаружил пару новеньких запасных цепей к своей бензопиле. Ну и задарил их мне. Бензопила у него была знатная, почти профессиональная, и с длинной шиной. Соответственно и цепи длиннющие. А моя бензопила — «для дома, для семьи». Т.е. цепь на прямую никак не подходила, как шину не выдвигай. Хорошо, хоть шаг звеньев совпал. А шину менять — большого смысла нет. И дорого, и свои цепи тогда «подвиснут». Да и мотор у меня в бензопиле не тот, что бы длинную шину гонять.

Поэтому решил я цепи немного укоротить, удалив из них лишние звенья. Подсчитав количество звеньев в своей «родной» цепи и количество звеньев в «дареной», вычислил, сколько звеньев надо удалить. Считают, кстати, не количество зубьев, а количество выступов с внутренней стороны цепи, за которые и цепляются шестерни бензопилы.

Заклепки цепи сделаны из очень твердого металла, так как цепь испытывает очень серьезные нагрузки. Поэтому просто взять и расклепать цепи — не удастся. Пришлось очень аккуратно сточить на точиле головки у двух заклепок, что бы можно было удалить часть звеньев. При этом я старался не сильно повредить сами звенья.

Что бы освободить одну из боковинок звена, пришлось с помощью бородка выбивать заклепку из звена. Причем заклепка не выпадает из звена — настольно прочно она в нем запрессована. Пришлось отогнуть боковинку, что бы снять с оси заклепки звено цепи.

Точно так же я поступил и с другой заклепкой и звеном.

После удаления лишних звеньев цепи, мне предстояло вновь соединить цепь, причем достаточно надежно. Заклепка в цепи испытывает поперечную нагрузку. Кроме того, она имеет форму как у цапфы. Т.е. центральная часть заклепки имеет больший диаметр, нежели ее края, которые вставляются в боковинки звена цепи. Поэтому подобрать замену заклепке — весьма проблематично, из гвоздя ее не сделаешь. Я решил использовать штатную заклепку.

Соединив звенья цепи, я задумал восстановить сточенную ранее головку заклепки при помощи … сварки. Головка заклепки не испытывает больших нагрузок. Она лишь удерживает боковинки звена от разъединения.

Поскольку предстояло практически поставить лишь «точку» при касании электродом, размером в несколько миллиметров, я взял самый тонкий электрод, что у меня был — 1,5 мм. Что бы попадание было максимально точным, электрод я укоротил до нескольких сантиметров. Подобрал ток на сварочном аппарате что бы дуга была устойчивой но не чрезмерно сильной. Потренировавшись в «меткости» еще одним электродом, я закрепил цепь в тисочках, и держа в левой руке стеклянную лупу, нанес «удар» в место заклепки , где должна была быть шляпка заклепки. Собственно сварка длилась не более секунды, поэтому я даже маской не пользовался, лишь надел темные стеклянные очки.

Как видно на фото — практически идеально удалось восстановить головку заклепки. С первой цепью я провозился почти час, зато со второй справился едва ли минут за 10. Так удалось адаптировать длинные цепи к своей, более короткой шине бензопилы.

Обе цепи, естественно были тут же испытаны «в бою». Никаких отклонений в работе не отмечено, и цепи не порвались. Возможно, мой опыт пригодится кому либо при восстановлении, ремонте или укорачивании (или удлинении) цепи для своей бензопилы.

Константин Тимошенко (с) 27.05.2009