Всегда хотелось нарисовать картинку сам и повесить ее на стену своего дома. Можно было конечно купить нечто подобное готовое, но хотелось сделать что то красивое именно своими руками вообще освоить этот вид искусства. Но этот процесс постоянно откладывался. То красок нет, то настроения, то рисунок не получался. Но однажды в интернете я наткнулся на рисунки витражной росписи. Восхищение, которое я испытал, когда увидел витражи и рисунки, выполненные витражными красками, подтолкнули к решительным действиям.

В ближайшем магазине канцтоваров, я спросил витражные краски. К моему удивлению они оказались в продаже. Шесть цветов, на водной основе, и всего за 90 руб. Назывались они «Deko Gamma». В упаковке лежал один тюбик с контуром чёрного цвета. Я, конечно же, купил краски и стал вырезать стекло для росписи. Испортив не один лист стекла, не будучи стекольщиком, я решил использовать для этого готовые фоторамки. Их в продаже много, недорого и любых размеров. Это, несомненно, плюс для начинающих «художников». Стекло обычно тонкое, прозрачное и рамка уже готовая.

Не буду описывать первую работу. Скажу сразу – контуры для витражной росписи нужно покупать отдельно. Тот, что продавался с красками, оказался жидким и носик такого диаметра, что мелкие фрагменты невозможно отрисовать. Только потом я догадался, что пластмассовый носик можно прижать плоскогубцами, тем самым уменьшив его диаметр.

Потом я купил набор «Decola» состоящий из шести контуров в тубах. Тонкие носики позволили точно и качественно наносить их на стекло. К тому же золотой, бронзовый и серебряный контура смотрелись очень красиво. К моменту изготовления картинки, который я разбил на этапы, я купил ещё один набор красок – «Marabu», потому, что цветов мне явно не хватало и получать цвета смешиванием, не всегда получалось. Эти краски по качеству отличались от первых и имели один минус, при высыхании слегка отползали от контура, поэтому приходится наносить второй слой. Итак, расскажу о поэтапном изготовлении «шедевра».

• Выбор рисунка и рисование на бумаге шаблона

Выбираем понравившийся рисунок и срисовываем его на бумагу. Лучше всего для этого подойдёт полупрозрачная бумага в клеточку. В качестве исходного рисунка подойдёт что угодно, даже кусок обоев с простенькими цветочками. Вынимаем из рамки стекло. Обводим его границы на лист бумаги, учитывая том момент, что от края стекла 5мм закроет рамка. Рисунок нужно располагать на листе с этой поправкой. Мягким карандашом наносим рисунок на бумагу и с помощью ластика подправляем его. Когда исправления уже не нужны, обводим его авторучкой или тонким маркером. Это наш шаблон.

• Подготовка стекла и перенос рисунка

Перед работой стекло нужно обезжирить. Я его просто помыл с мылом и вытер насухо скомканной газетой, как обычно протирают стёкла. Пробовал различные тряпочки – остаются ворсинки, а поверхность должна быть чистой. Разумеется, обезжиривать стекло лучше спиртом, водкой, ацетоном, раствором соды. С этого момента стекло брал только за торцы. Иначе отпечатки пальцев гарантированно остаются, и придётся опять обезжиривать. Аккуратно кладём стекло на рисунок. Важный момент – контур выдавливается из тубы нажатием на неё. Сразу это трудно — жать и рисовать, нужно потренироваться на кусочке стекла. Наилучший вариант – держать кончик чуть выше стекла и нить контура, которая выдавливается, укладывать с воздуха по рисунку. Сразу не получается. Поэтому сначала я просто водил прямо по стеклу, касаясь его. Моментально начинают дрожать руки! Это у всех так сначала. Остановитесь и успокойтесь. Когда контур подсыхает – он легко удаляется деревянной зубочисткой и можно перерисовать загубленный участок. Это помогает обрести уверенность и руки перестают дрожать.

В тонких носиках контурная краска быстро засыхает, поэтому при перерыве, даже кратковременном – закрывайте носик крышкой. Чистить трудно и будут лишние потери краски контура при этом. При рисовании смотрите на стекло перпендикулярно, иначе возникает оптический обман. И вообще все работы по нанесению контура и краски нужно делать, держа инструмент перпендикулярно поверхности и смотреть сверху, а не с боку.

Хорошее освещение – помощник в работе, но яркая лампа непосредственно над столом может «бликовать» на стекле и мешает видеть рисунок. Контур наносим аккуратно, заранее снижая давление на тюбик, перед концом линии. Если произошло прерывание контура – вернитесь, выдавите контур на пропущенный участок. Края вставки разровняйте острой зубочисткой с концами линий, смешав их. Толщина наносимого контура должна быть достаточной, чтобы препятствовать перетеканию краски за него. После нанесения контура, нужно приподнять стекло и посмотреть на свет, что из этого получилось. Пропущенных мест быть не должно. У меня поначалу были. Я положил стекло с рисунком уже на чистый лист бумаги, пропуски стали видны и я нанёс контур на пропущенные участки. Когда контур немного подсохнет, острым концом зубочистки его можно подравнять. Просто попробуйте и поймёте, что я имею в виду. Не полностью высохший контур удаляется, как плёнка, легко, а высохший удаляется без следа.

• Работа с краской

В идеале рисунок должен состоять из закрашенных фрагментов ограниченных контуром, как берегами. И краска туда заливается! Не рисуется, как на бумаге, а именно заполняет собой ограниченный фрагмент. Краску можно брать прямо из баночки, а можно из самодельной палитры, чтобы она не высыхала в баночке. Для этого я взял обрезок форм для конфет, из коробки. Чтобы её не мыть постоянно, можно устилать ее металлической фольгой, от тех же конфет и потом их выбрасывать, а я просто мою свою «палитру». Тонкой кисточкой берём каплю краски и помещаем в раскрашиваемый фрагмент. Не на середину, а с краю, от контура, в любом месте и как бы растягивая её кисточкой, заполняем участок, по мере процесса добирая на кисть ещё краски. Если возникают пузырьки воздуха, сгоняем их так, чтобы лопнули или же протыкаем той же зубочисткой. То, что она деревянная – на руку нам. Она не царапает стекло, в меру тоненькая, я ею разравнивал краску в труднодоступных для кисти уголках. Но контур краской желательно не пачкать. Но без этого не бывает и я после того, как краска схватится, смывал её с контура влажной ватной палочкой. Неприятный процесс.

После того, как слой краски положен и есть изъян, то нельзя его трогать, пока он не подсох. Потом сверху можно положить другой. Краска сохнет быстро, и фрагмент покрывается плёнкой. Любое вмешательство только портит ещё больше. В тех местах, где нужно было сделать переход из одного цвета к другому, я капал на края краску двух разных цветов и растягивал к месту перехода и уже на стекле их быстро смешивал. Главное добиться плавного перетекания цвета в цвет. Делайте границу смешивания шире. Тогда переход от цвета к цвету будет плавным. После высыхания первого слоя красок, опять смотрел на свет и на белый лист. Там где краска отошла от контура или имела не очень насыщенный цвет – наносил ещё один слой краски. Я, применяя два типа красок, старался не смешивать их, не зная реакции. Просто запомнил, куда какую наносил. Учтите, краска «marabu», когда наносишь, сразу не прозрачная, а становится таковой после высыхания.

• Окончательный этап

После того, как рисунок готов, ему надо дать высохнуть не менее 5-6 часов. Я для ускорения клал стекло с рисунком на батарею отопления и тем самым ускорил этот процесс. Перед тем, как вставить готовую работу в рамку, я под стекло положил кусок цветной бумаги жёлтого цвета. Это заметно оживило её, сделало как бы более солнечной. Подкладку делать обязательно, а белой она будет или цветной – это по вкусу. Можно подложить под стекло фольгу, гладкую или мятую. Это делает «витраж» более «прохладным». Конечный результат см. на фото.

Стоит заметить, что изготовление витража и роспись витражными красками по стеклу, это не одно и то же, в принципе. Витраж подразумевает имитацию рисунка собранного из цветных кусочков стекла. А это значит, что контур тут выполняет не только роль ограничителя против растекания красок, а обозначает границы этих цветных кусочков. Если посмотреть на фото1, фото2 и фото 3, можно заметить, что простенький рисунок с синей птичкой смотрится, как витраж и выглядит намного оригинальнее. Поэтому при выборе типа рисунка, именно на это желательно обращать внимание.

Коржанов Андрей

Россия, Гулькевичи