Как составить резюме. Образец и примеры. Описание резюме и шаблон. Размещение резюме.
Итак разложим образец и пример резюме «по косточкам».
1. Работодатель не ищет Иванова, Сидорова, Пупкина… Работодатель ищет Кадры, конкретного специалиста. Поэтому резюме должно начинаться с той специальности, который вы обладаете и/или той должности, которую вы хотите занимать. И это должно быть написано весьма определенно. Если вы обладаете несколькими специальностями, лучше составить несколько резюме, каждое для своей специальности. Но не перечислять их в одном заголовке (если только они не однотипные). Будет впечатление, что вам без разницы, кем работать. О других специальностях можно сообщить в самом тексте, в дополнительной информации. Там это будет выглядеть более выигрышно, как «смежные» профессии и разносторонняя подготовка.
2. Поскольку работа «на дядю» не что иное как продажа своего рабочего времени, неплохо будет обозначить и цену этой продажи. Желательно указать не свои мечты, а некую нижнюю планку плюс что то «для торга». Мечтать не вредно, но надо быть реалистом. Пустые амбиции и чрезмерная жадность как правило заканчиваются полетом вашего резюме в мусорную корзину. Можно обозначить некие рамки, например «от ХХХ с увеличением в перспективе от результатов труда» и т.п.
3. Если ваше резюме выдержало первые два теста, то есть смысл и о себе заявить. Тут все по шаблону — фамилия, имя, отчество.
Дата и место рождения (вдруг начальник будет земляк…).
Гражданство. Место дислокации (близость-дальность от места работы иногда тоже роль играют).
Обязательно готовность – неготовность к переезду в другой город (и условия переезда). Возможность – невозможность выезда в командировки (длительные, короткие). Семейное положение, наличие детей (семейный человек считается более ответственным).
Владение автомобилем и водительскими правами и категории в них. (покажет вас нынешний статус).
Служба в армии, звание в запасе. (понимание субординации и смысл слова «приказ», способность руководства коллективом или готовность выполнять ответственные поручения).
Ну и координаты для связи, естественно. Фотография желательна, но необязательна. Но если она будет – это должна быть нормальная деловая фотография, а на «на природе» и не «3х4 с правым уголком». В идеале — фотография «на рабочем месте», с соблюдением дресс-кода, в деловом костюме, форме, за рабочим столом, компьютером, станком…
4. Образование. Это достаточно важный пункт. Надо указать свое основное образование и полученную специальность (если вы ей специально учились, т.е. заканчивали ПТУ, техникум, институт). А также все курсы повышения квалификации, переквалификации, семинары, тренинги и пр. обучение. Разумеется, надо указывать полностью названия учебных заведений и специальностей (лучше по диплому и подтверждающим документам). Если вы учились у известных ученых или людей — стоит это упомянуть. Если вы владеете иностранными языками – об этом так же стоит упомянуть, указав и степень владения ими и направленность (например — литература, электроника, механика…) Образование указывается в календарной последовательности его получения.
5. Профессиональный опыт. Образование – образованием, но это только база. Реальную квалификацию во всем мире все получают только «обучением на рабочем месте», поэтому отнеситесь к этому пункту максимально серьезно. Даже если вы были 10 лет назад хорошим инженером, но потом «переквалифицировались в управдомы», то как инженеру вам цена уже не высока. Вы наверняка уже дисквалифицировались и многое подзабыли, сменилась технология, оборудование и т.п. Поэтому свои «похождения» указываются в обратном порядке, начиная с последнего (или текущего) места работы.
При указании места работы следует придерживаться некой стандартной формы. Дата начала и конца работы, название организации, занимаемая должность, краткий перечень основных выполненных работ и обязанностей. Например — «ведение переговоров», «проведение тендеров», «разработка того и того». Если вы работали с крупными и известными партнерами — об этом надо указать. Не следует излишне подробно перечислять все. Но и писать пустые общие фразы не стоит. Опытный «кадровик» сразу разглядит ложь и увидит, что за «проведением рекламной кампании» стоит банальное прохаживание со штендером на груди у офиса…
Интернет дает возможность сделать резюме более развернутым и подробным, поэтому тут могут быть сделаны гиперссылки на более детальное изложение выполненных работ. Разумеется, без раскрытия коммерческих и других секретов, а просто показывающих, что вы в совершенстве владеете вопросом.
6. Если есть рекомендации и характеристики от предыдущих работодателей, стоит о них упомянуть. Серьезная контора обязательно будет вас проверять, особенно если вы претендуете на какую то должность связанную с «секретами» или перспективой. И добрые отношения с предыдущими работодателями – это серьезный плюс. Раньше это называли «характеристика с места работы» и вобщем то что то весила. Сейчас она весит значительно больше. Есть много мест и специальностей, куда без таких рекомендаций и характеристик вообще не поступить на работу.
7. Дополнительная информация. Это необязательный пункт резюме, но весьма полезный. В нем можно рассказать о своих особенных навыках, которые не были описаны выше. Например, что вы хорошо пишите технические статьи, изобретательны, обладаете высокой коммуникативностью, легко вступаете в контакт с незнакомыми людьми, или в совершенстве владеете какой то программой, техникой, можете обрабатывать изображение, хорошо верстаете отчеты, любите работать с раннего утра или по ночам, как вы проводите досуг, какие отношения с сослуживцами у вас были на прежней работе и т.п. и т.д. Т.е. хвалите себя на все лады, но объективно и без вранья. Также тут могут быть указаны и особые требования, например связанные к какими то семейными обстоятельствами или здоровьем.
Следует сказать, что резюме само по себе — это всего лишь повод рассмотреть вас как потенциальную кандидатуру. Бумага в нашей стране все терпит и работодатель об этом тоже знает. И обязательно будут и личные встречи и собеседования. Поэтому желательно в резюме писать действительно то, что вы можете подтвердить и документально, на деле. Если вас поймают на лжи, вас вряд ли наймут на работу. Лучше что то недоговорить, чем выдумать. В очень серьезных «конторах» практикуется и проверка на полиграфе (детекторе лжи). Она добровольная, но отказавшись от нее вы как минимум отказываетесь от перспектив роста, но еще чаще — и вовсе от работы в этой фирме.
Вот теперь, когда вы морально и теоретически подкованы, можете скачать образец резюме и скорректировать его в соответствии со своими данными. В нем же вы найдете и дополнительные инструкции по составлению и заполнению конкретных пунктов.
Можете так же зайти на сайт «Биржи Вакансий и Кадров» и посмотреть, как оно будет выглядеть «вживую», а так же просто его скопировать его как готовый текст и заменить в нем «образцовые» данные на свои.
Когда ваше резюме будет готово, вы сможете его рассылать в различные фирмы (письмами обычными и электронными), а так же разместить в разделе «резюме». на Бирже труда и кадров .
Ваше «стандартное» резюме может послужить отличной отправной точкой для создания вашего персонального сайта, который даст о вас более широкое представление потенциальному работодателю.
Удачи вам в поисках хорошей работы и добросовестных квалифицированных кадров!
Константин Тимошенко © 15.01.2010