В последнее время, прямо как по договоренности между собой, несколько «изобретателей» прислали мне письма, практически написанные под копирку. Кратко передаю их смысл:

Но вот я изобрел, придумал, сделал… Зачем мне писать об этом на вашем сайте? Какая мне польза? Я сам хочу на этом зарабатывать! А не снабжать ваш сайт своим контентом (материалом), да еще нахаляву. Давайте лучше вы разместите мое рекламное объявление и ссылку на мой сайт. И будет всем нам Щастье. Ну вот как то примерно так…

Позволю себе, на правах владельца этого сайта и человека достаточно искушенного в интернет рекламе, а одновременно и «изобретателя», немного объясниться с коллегами и дать несколько пояснений и советов по этому поводу – Как продавать свои знания, изобретения, контент.

Ошибка №1. Если я опубликую в интернет описание своего устройства, печки, скамеечки, то пираты и бизнес-воротилы тут же это украдут, наладят серийный выпуск и завалят страну товаром. А мне как автору даже спасибо не скажут, а не то что денег дадут. Но чукча хитрый… Поэтому я не буду описывать то, что я сделал… А так, прозрачно намекну – вот я сделал, так сделал! Ого-го! Но не скажу что, и не скажу как…

Бизнес в этой стране – это торговать нефтью, газом, электричеством… быть чиновником и что то «разрешать» или «проверять». Быть владельцем торговой сети. Но ни в коем случае что то «производить»! Не верите – зайдите в магазин и посмотрите что там и из какой страны производитель. Вывод — да никому даром не нужны ваши чертежи, описания, прошивки. И даже другим самодельщикам и мастерам они нужны поскольку-постольку, как толчок, идея. У них другие возможности, другой навык, другая специализация. А тупо повторять по вашим чертежам им самолюбие не позволит. Они обязательно что то изменят, переделают, «улучшат».

Но если вы никому ничего о своем изобретении или поделке не рассказываете, не презентуете его – то кто и как о нем может что то узнать? И почему и за что он будет платить вам деньги? За кота в мешке? Не будет… Сотнями ваших предшественников горе — коммерсантов проверено уже.

Ошибка №2. Ну хорошо, я готов опубликовать описание, но без особых подробностей. Подробности я буду высылать за деньги на е-мейл или в виде электронной книги. Но опубликую я описание не на чужом сайте, а на своем. Что бы никаких кровопийц своим трудом не кормить, а самому зарабатывать.

Движение в нужном направлении, но лишь движение, без результата. Как фальстарт в спорте. Вроде побежал, и в нужную сторону, но не вовремя… Сайт будет таким же, как телефон, который старик Хоттабыч сделал из цельного куска мрамора. С виду телефон, но не работает.

Во-первых, скорее всего вы не специалист по созданию сайтов. Максимум что вы потяните – это готовый шаблон на каком-нибудь бесплатном хостинге типа «народ.ру». Но может даже разоритесь и на платный хостинг с собственным доменным именем 2-го уровня. Там тоже есть шаблоны и конструкторы сайтов. Но это уже требует денежных затрат. А вот результат скорее всего будет тот же.

Во-вторых, сайт – это не плакат у дороги, который всем, кто хочет и не хочет, виден. Это файлы не жестком диске сервера. И они становятся видны только если их кто то уже загрузит в свой броузер. Иными словами, сначала о них узнает, потом их захочет, загрузит, и лишь потом увидит. А что бы потенциальный покупатель узнал, захотел и загрузил вашу страничку надо выполнить массу требований. Т.е, надо сделать так, что бы поисковые машины нашли, проиндексировали и проранжировали ваши страницы в соответствии с поисковыми запросами. И шансов тут у сайтов с 10-ю страничками на бесплатном хостинге – ну просто никаких… Для того, что бы появился хоть какой поисковый трафик и посетители, надо создать определенную критическую массу информации на сайте – контента. И откуда этой массе взяться, да еще если изобретатель никому ни о чем не рассказывает?

Постоянным посетителям, которые уже знают про этот сайт, тут тоже делать особо нечего, так как информация обновляется там крайне редко и ее мало. Да и читать особо нечего — реальная информация предлагается за деньги.

Ошибка №3. А я начну ходить по разным популярным форумам и гостевым книгам и расставлять ссылки на свой сайт со своим коммерческим предложением. Вот народ о нем и узнает.

И не надейтесь! На действительно популярных форумах вашу ссылку в лучшем случае просто удалят, в худшем — удалят вместе с вами. Что бы там ваша ссылка пришлась к месту и заработала, надо будет немного на этом форуме потрудиться. Может быть даже гораздо больше, чем над собственным сайтом. А с не популярных форумов вам и толку мало, там и без вас никого нет. Тоже самое и с досками объявлений. Контент класса «флуд» поисковыми машинами тоже игнорируется. И в любом случае, «проходит» ссылка только на реально полезную информацию, а не на коммерческое объявление «купи у меня». Такой ссылкой вы только навсегда испортите «кредитную историю».

Таким образом, мастер или изобретатель, желающий продавать свое творчество или изделия попадает фактический в замкнутый круг. Раскрутить свой убогий сайт из 3 страничек с коммерческим предложением бесплатно и без вложений труда невозможно в принципе. Но денег на прямую рекламу тратить не хочется или не можется, а раскрутка за счет собственных усилий – дело очень долгое и с негарантированным результатом. Что же делать?

Во-первых, постараться себя зарекомендовать как специалиста в определенном вопросе. В том, на котором вы впоследствии хотите зарабатывать, продавая или информацию и документацию, или конкретные изделия. А заработать себе репутацию можно только достаточно рутинной работой, консультируя других участников форумов, сочиняя тематические статьи по данному вопросу. Поэтому определенным количеством информации все же придется поделиться. Без этого никак. Разумеется, делать это надо на уже посещаемых сайтах и форумах. Там, где уже есть люди. Бубня на своей домашней страничке ни никого ни в чем не убедите…

Во-вторых, на время или навсегда забыть о своем сайте. Слишком назойливое переманивание чужих посетителей (которые пришли вобщем то не к вам) в свой «монастырь» и бессмысленно и раздражает администраторов. И лишь когда накопится некая критическая масса действительно полезной информации, на которую люди будут ссылаться и ее цитировать (по моим оценкам — это 50-100 качественных статей) – можно подумать о спуске на воду и о начале борьбы за живучесть своего персонального суденышка.

В третьих, вы должны трезво оценить свои силы… Создать и поддерживать посещаемый сайт — это уже отдельная работа. Хватит ли вас, на то, что бы и сайт тащить и что то там продавать? Может быть стоит поручить рекламу вашего «товара» людям более сведущим и набившим в этом руку, а самому сосредоточиться на создании собственно предметов продажи и торговле ими. Специализация, разделение труда и интеграция – это залог успеха любого бизнеса. И «беда, коль сапоги начнет тачать пирожник…».

В четвертых, грамотное и неагрессивное рекламирование себя и своих товаров даже на чужом сайте вовсе не означает денежных, и чрезмерных трудовых затрат. Размещая пояснительные и информационные сообщения и статьи, вы не только не тратите деньги, но и наоборот — можете их зарабатывать. Многие сайты платят своим авторам гонорары. Это лишний повод задуматься и целесообразности возни со своим «домашним блогом». Все, что вы хотели бы написать там, вы можете написать и на «большом» сайте. Только еще за это и денег получите. И не нужны хлопоты по раскрутке и содержанию сайта.

В пятых. Продавайте конструкторы! Если вы продаете серийно выпускаемое изделие – что вы делаете на сайте самодельщиков? Если вы продаете идеи и проекты, чертежи и описания – это тоже достаточно бесперспективно. Любому самодельщику, как Дон-Гуану, достаточно увидеть лишь пятку, а остальное его воображение само дорисует. Но если вы достаточно подробно и грамотно опишите, что вы продаете и предложите уже какой то набор основных деталей – вероятность продажи резко возрастет! Обратите внимание, чем торгует одна из самых больших торговых сетей в мире – «Икея». Она торгует именно конструкторами «отверточной» сборки. Собрать может любой! Таким образом, покупатель реализует и свой творческий потенциал, гасит зуд «сделай сам». И не морочится изготовлением и добычей каких то специфических узлов и деталей устройства.

Многие «изобретатели» боятся опубликовать свои чертежи или программы, прошивки микросхем. Да никто не будет их прошивать в массовом количестве или налаживать массовое производство! Тем более — если вы уже сами предложите потенциальным покупателям готовые узлы и детали. Если нет возможности предотвратить пиратское использование вашей информации – наладьте производство сами и раньше всех! А если вы не хотите или не можете этого сделать, то продавать «секретные» чертежи вам все равно не удастся долго. Наверняка пираты быстро наладят их параллельное распространение. Так почему бы ее просто не опубликовать самому и зарабатывать не ее публикации?

Константин Тимошенко © 05.02.2010