Прицеп для квадроцикла. Как сделать прицеп для вездехоода самому. Часть 2.
Окончание. Начало статьи
Для обеспечения быстрой стыковки прицепа к вездеходу я использовал стандартные вещи — самофиксирующееся шаровое сцепное устройство и 50-ти мм шар фаркопа. И то и другое продается в магазинах автозапчастей.
Шар фаркопа приваривается к специальной балке, которая имелась на вездеходе. А сцепное устройство привинчивается к дышлу с помощью болтов или шпилек, которые затем укорачиваются.
Все это уже могло ездить (при установки колес), что и было немедленно проверено. Результаты меня удовлетворили и я приступил к изготовлению рамы.
Вообще говоря, форма рамы определяется назначением прицепа. В моем случае — это обычный грузовой прицеп. Если вы хотите сделать корыто-лодку, что бы ее можно было снять и использовать на рыбалке — то и рама будет другая. Она может быть любой! Это — уже съемная деталь. А их может быть много и разных модификаций. Ось же и дышло — одни и те же.
Раму я сварил прямоугольную, из металлического профиля 25х25 мм. С учетом того, что дно прицепа будет из влагостойкой фанеры. При изготовлении рамы важно сделать ее плоской. Это требует некоторого навыка и лучше это делать на большом плоском столе (я использовал старую дверь, оставшуюся от ремонта квартиры).
В готовой раме сверлятся отверстия под крепления к оси и дышлу, а так же для крепления бортов. Рама устанавливается на ось, на нее накладывается фанерное дно, заранее выпиленное в размер и все крепится длинными винтами с потайными головками. Это делается для того, что бы головки винтов не мешали установке бортов и разгрузке сыпучих материалов (что бы нза них не цеплялась лопата).
Далее поверх фанеры крепятся борта прицепа с помощью таких же винтов.
Торцевые борта я сделал из обычной обрезной доски. Они крепятся в пазах бортов.
Иметь быстросъемные борта очень удобно. Вдруг потребуется перевезти негабаритный груз, вроде длинных досок. Да и сыпучие грузы разгрузить не проблема. Снял задний борт и спихнул его лопатой.
Поскольку прицеп предполагалось эксплуатировать в жестких физико-механических и климатических условиях, а проще говоря — гонять и в хвост и в гриву, под дождем и в разных говнах, решено было сделать «антикорозийку», что бы фанера дна не разрушалась очень уж быстро. То, что она разрушится — это аксиома, но сезон-другой она должна выстаивать.
Поэтому изнутри прицепа она была покрыта несколькими слоями лессирующего антисептика для дерева. А снизу я ее обработал несколькими слоями битумного лака. И то и другое делалось с помощью краскопульта.
Прицеп получился легкий и весьма вместительный, несмотря на свои узкие размеры. Габариты кузова 190 х 75 см. Вес — примерно килограммов 50, не больше. Специально я не взвешивал, но за «хвост» я его свободно поднимаю и переставляю куда надо. Иногда это быстрее, чем маневрировать задним ходом.
Регистрация в ГАИ? Ну вобщем, сами квадроциклы надо вообще то регистрировать, но не в ГАИ, а в ГосТехНадзоре. Но ездить на них по дорогам общего пользования все равно нельзя и по закону, и по уму. У них нет заднего дифференциала, поэтому свою сверхзубастую резину низкого давления об асфальт они истирают очень быстро. Вобщем, я этот прицеп не регистрировал и не планирую. В наших лесах и болотах ГАИ не водится.
Теперь немного про опыт эксплуатации, что хорошо, что хотелось бы улучшить.
Конструкция: Никаких вопросов не вызывает. Делал «для себя», сварные швы не точками, а сплошные. Силовые элементы работают.
Проходимость: Выше всяких похвал. Клиренс прицепа почти такой же, как у вездехода, и он бойко перескакивает через бревнышки поперек дороги и свободно пропускает под себя те, что вдоль.
Подвеска: Жестковата. Когда едешь порожним, козлит как хочет, подпрыгивая на каждой кочке. На седоке вездехода это никак не сказывается, но просто как факт. Груженый идет значительно лучше. Тут начинает работать подвеска и в движениях по буеракам появляется и степенность и солидность. Да и скорость движения с груженым куда меньше и подвеска успевает отрабатывать неровности дороги, вернее грунта, по которому мы едем. Возможно следовало бы укоротить и подвеску в каждой полуоси со штатных 40 до 30-25 см.
Высота бортов ( ок. 20 см. ): Явно маловато для сыпучих грузов. Прицеп фактически всегда не догружен, даже при перевозке грунта. Напомню, мой квадроцикл может тащить до 500 кг груза. Перевозка дров (бревнышки по 1,5-2 метра из леса), тарированных грузов (мешки цемента, например) — без вопросов. Качественной фиксации груза способствуют многочисленные крючки с внешней стороны бортов. За них цепляются самозатягивающиеся стропы и груз не смещается даже при агрессивной езды по лесу.
Фанерное дно: Этим летом переместил на прицепе ок. 50 кубометров грунта (делал фундамент). Возил несколько раз торф сырой, Несколько бревна, доски, цемент, щебень, дерн, бетономешалку и т.п. Износ конечно заметен, кое где краска ободралась, а кое где начала щепиться и сама фанера. Ночует исключительно под небом. Еще сезон конечно прослужит запросто, но к следующей осени вид будет не очень. Через сезон поменяю и сверху покрою оцинкованным кровельным железом.
Крылья на колеса: Не делал изначально, так как посчитал не особо нужным. При быстрой езде по грязи колеса иногда кидаются грязью мне вслед. Иногда попадают в спину. А в задний багажник — почти всегда. Будет время — сделаю щитки из пластика или фанеры.
В общем — впечатления самые положительные. И как я раньше без него обходился?