Электрогитара принадлежит к тем инструментам, которые нельзя просто купить и сразу пользоваться. Даже самые дорогие гитары нередко требуют доводки. Поэтому не стоит удивляться, если новенький инструмент вдруг начинает разочаровывать шумами и фоном, особенно во время игры с перегрузками. Напомню, что хороший драйв — это усиление сигнала во много сотен раз, а значит — и усиление всех мельчайших шумов и наводок. Проблема решается довольно просто, главное — не бояться разобрать инструмент, который просто нуждается в качественной экранировке.

даже такой дорогой инструмент нуждается в полной разборке и тщательной экранировке

Удивительно, что такую простую операцию проделывают далеко не все музыканты — а потом удивляются фону и свисту на концертах. Обладателям дорогих гитар не стоит иронически посмеиваться при прочтении этих строк. Живой пример: немедленно после покупки совсем не дешевой электрогитары Gibson Les Paul я, со свойственным мне любопытством, разобрал его. Перед глазами предстало довольно унылое зрелище: при всех достоинствах этого инструмента, его внутренности находились в плачевном состоянии. И дело даже не в том, что прежние владельцы (инструменту на момент покупки шел 20й год) неоднократно вмешивались в конструкцию, оставив после себя хаотично проложенные и должным образом не изолированные провода. А в том, что ни один из прежних владельцев не подумал об экране, а играл как игралось.

Что бы исправить эту ситуацию и сделать звук этой гитары действительно чистым и качественным, мне предстояло довести ее до ума. В частности — экранировать все провода и места их соединения, а так же темброблок. Что бы оно «ловили» сигналы только самой гитары, а не все паразитные электрические наводки. Операция это не сложная.

Прежде всего, нужно заготовить материалы. Как известно, есть два варианта экранировки: металлической самоклеящейся фольгой и графитом в аэрозольных баллончиках. И то, и другое можно купить на радиорынке или в хозяйственном супермаркете. Графит неудобен в работе — при распылении с близкого расстояния он летит во все стороны, превращая процесс экранировки в довольно грязную работу. С фольгой работать проще, но некоторые гитары, и среди них оказался мой Les Paul, имеют проточенные в дереве узкие желоба для проводов — подобраться туда с фольгой просто невозможно. В итоге я принял компромиссное решение — экранировать все легкодоступные поверхности фольгой, а переходы между ними — графитом. И, раз уж инструмент разобран — можно заменить проводку, если ее качество вызывает сомнения. В моем случае — проводка просто просилась в мусорный бак.

Прежде чем начать работу, убеждаемся в том, что в распоряжении имеется все необходимое: материал для экранировки (фольга, графит или оба перечисленных), крестообразная отвертка, паяльник, припой и флюс (канифоль). А также хорошие провода, если принято решение менять проводку, и лист бумаги с ручкой. Последние потребуются, чтобы внимательно перерисовать схему всех подключений: провода, звукосниматели, тумблер, гнездо и регуляторы темброблока придется полностью демонтировать. При этом категорически не стоит перегревать паяльником звукосниматели, обмотка которых выполнена очень тонким лакированным медным проводом и он очень боится перегрева.

Что нужно помнить при экранировке? Прежде всего то, что экран должен быть сплошным, без «окон». И этот экран должен быть соединен с «землей» темброблока. Иначе теряется весь смысл экранирования, который заключается в создании надежного электромагнитного экрана вокруг компонентов темброблока. Крышки темброблока, тумблера переключения также подлежат обработке, равно как и фальшпанели, именуемые пикгардами (если таковые имеются). Здесь тоже есть нюанс, о котором надо помнить: экран каждой крышки должен быть в итоге, когда крышка на своем месте, соединен с общим экраном и заземлен. Если используется аэрозольный баллон с графитом, все потеки и брызги, случайно оказавшиеся на внешней лакированной поверхности, нужно немедленно вытереть, поскольку после засыхания сделать это будет очень непросто. Работая с фольгой, нельзя допускать «провисания» ее на угловых участках инструмента — фольга, как мембрана, потом будет дребезжать и резонировать, давая электромагнитные наводки на звукосниматель и превращаясь в неприятные призвуки. Везде, до самых мелких участков, она должна быть тщательно приклеена к дереву, без «пузырей», которые, если уж они образовались, можно проткнуть иголкой и приклеить как положено.

слева: вид темброблока в заводском виде — есть следы экранировки графитом, но качество работы вызывает сомнения.

Справа: темброблок экранирован фольгой, края которой выведены так, чтобы крышка (также экранированная) замкнула пространство внутри темброблока.

После того, как на все внутренние полости инструмента нанесено покрытие из фольги или графита, нужно дать немного времени на просушку, если речь идет о графите. После чего тщательно собрать все обратно, установив потенциометры темброблока, звукосниматели, переключатели и гнездо выхода. При правильном выполнении всех работ инструмент зазвучит чисто и без фона даже на самом мощном усилителе.

Дмитрий В.