Любой водитель неоднократно сталкивался с такой ситуацией, когда, подъехав утром на автозаправочную станцию, неприятно удивляет изменение цифр в ценах на топливо. Как правило, в большую сторону. В такой ситуации у любого нормального человека возникает вопрос о том, где бы сэкономить.

Одним из вариантов экономии на топливе для своего «железного коня» является переоборудование топливной системы для работы на природном сжиженном газе. Но перед установкой газобаллонного оборудования (ГБО) необходимо взвесить все «за» и «против», так как подход к решению этого вопроса индивидуален для каждого автомобиля.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны использования газа в качестве топлива. Во-первых, газ дешевле бензина почти вдвое. А расход газового топлива не намного больше, чем бензина и составляет в среднем 10-15 процентов. Нетрудно подсчитать экономию. Возьмем цену бензина и газа 25 рублей и 15 рублей соответственно. При среднегодовом пробеге в 30 тыс. км и среднем расходе бензина 10 литров на 100 км пробега, получаем цифру 3 000 литров или 75 000 рублей в год. Так как газ расходуется быстрее на 10 %, получаем 11 литров на 100 км. Итого 33 000 литров или 49,5 тыс. руб. Экономия составила 25,5 тыс. руб. в год. Это средняя цена установки ГБО в специализированном сервисном центре. То есть ГБО окупает себя примерно в течение одного года, вернее, за 30.000 км пробега.

Во-вторых, износ цилиндро–поршневой группы при использовании газовой смеси существенно уменьшается. Газ сгорает медленнее, соответственно давление в цилиндрах нарастает тоже медленнее. А это снижение ударных нагрузок на детали. Газ не детонирует, как бензин, а просто сжимается. Кроме того, газ, в отличие от бензина, не образует пленку, смывающую смазку при пуске холодного двигателя. В итоге ресурс двигателя увеличивается в 1,5 – 2 раза.

В-третьих, сжиженный газ имеет меньшую пожаро- и взрывоопасность. В случае механического повреждения газопроводов или самого баллона газ тут же сильно охлаждается (при температуре воздуха +20ºС до -130ºС) и, перейдя в газообразное состояние, улетучивается. При отрицательной температуре воздуха риск возгорания практически сведен к нулю. В этом немаловажное отличие сжиженного газа от бензина, который воспламеняется, практически, от любой искры.

Кроме того, немаловажны и такие плюсы. Газ почти не образует нагара. В карбюраторах значительно меньше скапливается грязи (для карбюраторных типов двигателя). Замена масла требуется реже, так как моторное масло газ не разжижает. В связи с тем, что газовая смесь равномерно распределяется по цилиндру, двигатель работает мягче и тише. Детонационные повреждения двигателя практически исключаются, так как газ имеет более высокое октановое число. Кроме того, в выхлопах количество СО вдвое меньше, что идет на пользу экологии городов.

Установка ГБО не влечет за собой отмену права двигателя работать на бензине. Просто добавляется еще один бак для топлива – сжиженного газа. И таким образом, общий запас хода у автомобиля значительно увеличивается (почти в 2 раза).

Но у сжиженного газа, как у топлива для автомобиля, есть и недостатки. Теплота сгорания газа чуть меньше, чем у бензина, и это сказывается на потере мощности двигателя, которая составляет примерно 5 %.

Недостатком является и то, что ГБО занимает место, не предусмотренное как штатное заводом-изготовителем автомобиля.

Запуск двигателя в холодную погоду лучше все же производить на бензине, так как холодный пуск на газовой смеси снижает срок службы диафрагмы редуктора. Но уже при температуре двигателя около 40 градусов можно смело переходить на газ, в качестве топлива.

Если автомобиль новый и стоит на гарантии у дилера, то внесение любых изменений в конструкцию, а таким является установка ГБО, автоматически влечет за собой снятие автомобиля с гарантийного обслуживания.

Есть еще один небольшой недостаток. Заправочных станций, специализирующихся на газовом топливе несколько меньше, чем бензиновых. Но с каждым днем их число увеличивается. И недалек тот день, когда АЗС будут в равной мере работать как с бензином, так и с газом.

Словом, если вы решили перейти к использованию газового топлива наравне с бензиновым, необходимо учесть все положительные и отрицательные стороны. Но все же очевидно, что плюсов в использовании сжиженного газа больше, чем при использовании бензина.