Тачка – садовая тележка. Самодельная садовая тележка – тачка. Как быстро сделать садовую тележку.
О том, как сделать простую самодельную садовую тележку или тачку я уже писал в одной из статей ( Самодельная тачка. ). Но то был проект, а этим летом купил на интернет аукционе пару колес то ли от детской коляски, то ли от детского велосипеда. И появилась возможность реализовать этот проект в жизнь. Тем более, что и лишняя садовая тележка в дачном хозяйстве никогда не помешает.
У меня есть и сварочный аппарат — инвертор, и материала (металла) много. Но я решил сделать самодельную тележку исключительно из дерева, именно для того, что бы и самому удостовериться в ее абсолютной воспроизводимости и дешевизне. Из инструментов требуется только пила и отвертка (шуруповерт или дрель).
Делаем ось для садовой тачки.
Отверстия в колесах по диаметру оказались 13 мм. Поэтому колеса решено было посадить на полуоси 12 мм (резьбовая шпилька М12). А саму ось решено сделать из деревянного бруска сечением 50 х 70 мм. Такая деревянная ось послужит еще и в качестве основного несущего элемента. Длина деревянного бруска определяет и ширину будущей тачки. Поэтому и выбирать ее следует исходя из того, что вы в основном потом будете возить на этой тачке. Но делать ее короче 60 см нет смысла. Тачка будет слишком малоемкой.
В торце бруска, по его центру сверлим отверстие, диаметром 10 мм, глубиной 10-15 см, и ввинчиваем в него шпильку М12. Отмеряем необходимую длину выступающей части шпильки с учетом фиксирующей гайки (желательно применять самоконтрящиеся, с пластиковой вставкой). Лишнюю часть отпиливаем ножовкой по металлу. На ось насаживаем шайбы, внутренности колеса забиваем густой смазкой (солидол, литол, графитовая смазка) и фиксируем колесо гайкой.
Вот и готова ось будущей тележки. Теперь на нее можно прикрепить и «кузов» садовой тележки. Он, естественно, делается из влагостойкой фанеры. Вырезаем прямоугольный лист, шириной равный длине оси (ее деревянной части), а длиной — немного больше. С помощью саморезов крепим «дно» к оси так, что бы нижняя кромка фанеры была заподлицо с кромкой оси.
Теперь крепим ручку тележки. Ее делаем из трех брусков, оструганных, сечением примерно 25 х 50 мм. Длина ручки — примерно 120-130 см. Длина подбирается так, что бы при движении дно располагалось к поверхности земли под углом примерно 45 градусов. Сами бруски крепим к дну тачки саморезами. А собственно ручку, за что будем держаться и катать тачку — с помощью двух глухарей. Древесину необходимо надсверлить, что бы она не треснула.
После этого вырезаем из фанеры и крепим саморезами переднюю стенку кузова тачки. А последним элементом конструкции являются треугольные боковые стенки. Они придают дополнительную жесткость конструкции и собственно образуют закрытый кузов тележки. Они крепятся к брускам ручки и передней стенке (с помощью пары металлических уголков).
Осталось оснастить тачку парой опор для того, что бы она стояла на земле самостоятельно при разгрузках – погрузках и покрасить ее, что бы фанера стала более-менее защищенной от влаги.
Главная особенность такой тележки — очень низко расположенный центр тяжести и малая высота погрузки-разгрузки. А это – большой плюс при перевозке массивных предметов. Для того, что бы например перевезти мешок цемента на обычной тачке, надо его сначала поднять на полметра и положить в глубокое «корыто». А при разгрузке — вынуть и положить на землю. Позвоночник такой работе явно не радуется, особенно если мешок цемента не один. В этой же тележке достаточно вплотную подъехать передней стенкой кузова к мешку и просто подвинуть его в тачку. А затем работаем «рычагом» ручки и нагрузка почти не чувствуется, так как мешок оказывается точно над осью тележки. При разгрузке просто отпускам ручку и мешок сам сползает по передней стенке на землю.
Возить в такой тачке, конечно же можно только сухие грузы, бетон в ней не развезешь. Хотя если сделать металлический кузов, или фанерный обить тонкой оцинкованной сталью — то можно и бетон. Нагрузочная способность весьма высокая, около 100 кг. Несомненным плюсом является и то, что тачка имеет два колеса, а не одно. При движении по пересеченной местности это имеет решающее значение, так как тяжелые грузы лучше тянуть за собой, а не толкать перед собой. 2-х колесный вариант тут однозначно выигрышнее одноколесного.
На изготовление тачки я потратил примерно часа два времени всего, поскольку нет совершенно никаких сложных операций. Все делается как при «отверточной сборке» — отпилил – привинтил саморезами. Это же позволяет так же моментально и разобрать тележку, например для зимнего хранения или перевозки в электричке или багажнике автомобиля. Ведь что бы снять переднюю и боковые стенки – достаточно вывинтить с десяток саморезов, а что бы снять колеса — открутить пару гаек.
По подобной «технологии» можно сделать себе несколько тачек, разных размеров и разного назначения. От специализированных (для перевозки цемента или камней, например), до настоящей арбы для перевозки дров или сена. Даже колеса можно сделать из фанеры. Или использовать велосипедные. Так что если у вас в «хламнике» где то завалялась старая детская коляска или велосипед, на котором уже никто не ездит и не будет ездить – его колеса еще могут вам послужить. Ну и в крайнем случае — колеса можно просто купить…
Константин Тимошенко (с) 02.06.2009