Инструменты и приспособления для отделки изделий под мрамор.Техника работы. Продолжение.
Для нанесения на поверхности рисунка мрамора используют следующие инструменты и приемы.
Губки. Существует два типа губок: натуральные, выловленные со дна моря, и синтетические. Преимущество натуральной губки состоит в том, что она позволяет создавать большое разнообразие отпечатков и оттенков, благодаря неправильной форме и многочисленным отверстиям разного размера на ее поверхности. За эти качества такие губки очень ценятся и используются в декоративной живописи, и, несмотря на высокую цену, которая возрастает пропорционально размеру, имеет смысл приобрести натуральную губку. Синтетические губки более жесткие, они бывают более или менее плотными, с мелкими и крупными отверстиями, как ровными, так и неправильной формы. Зато синтетическую губку можно разрезать ножницами, округлить ее форму, проделать в ней асимметричные отверстия, как 8 природных губках. Преимущество синтетических губок — в их доступной цене, легкости приобретения разнообразных по виду, форме и размеру образцов. Губку нужно погрузить в воду, затем тщательно отжать. Можно использовать губку при работе как в технике «снятия», так и «нанесения». После применения губки необходимо сразу аккуратно вымыть водой с нейтральным мылом, т. к. акриловые продукты при высыхании становятся нерастворимыми, следовательно, губка станет непригодной для дальнейшего использования.
Обрезки тканей, бумага, пластик. Мы можем использовать обрезки тканей, кулинарную бумагу, веленевую бумагу, пищевую пленку или пластиковые пакеты, смятые в комок асимметричным образом, чтобы создавать пятна или пустые участки, чтобы внести элемент движения в живопись. Эти материалы, используемые в сухом или слегка увлажненном виде, могут применяться вместо губки или для работы в технике марморирования или фроттажа.
Кисти. Существуют кисти из натуральной щетины — из волоса таких животных, как куница, барсук, бык или кабан — и синтетические кисти. Лучшие кисти сделаны из волоса красной куницы или колонка: они очень мягкие и податливые, хорошо набирают и легко отдают краску. Синтетические кисти, из волокон полиэстера, обладают схожими качествами и при этом значительно дешевле. Такие кисти очень эластичны, они хорошо набирают краску и отличаются износостойкостью: эти качества способствовали их распространению и широкому использованию, особенно в свете защиты животного мира. Можно использовать художественные кисти: плоские, «кошачий язык», круглые, кисти для каллиграфии — разного размера. Каждая кисть оставляет разный след, в зависимости от нажима, от использования всего среза или только острого конца, от вращательного или линейного движения кистью. Круглая кисть диаметром № 000 незаменима при создании рисунка тонких прожилок. Так называемая кисть для каллиграфии (круглого сечения, с очень длинными волосками) понадобится для рисунка более толстых прожилок, особенно если держать ее между большим и средним пальцами, слегка поворачивая с одного на другой бок. Волоски как бы оживают и оставляют на рисунке по-настоящему реалистичные следы.
Растушка (палочка для растушевывания). Лучшие растушки сделаны из волоса барсука, который отличается прочностью и мягкостью одновременно. Они бывают разных размеров, самая большая — длиной в 12 см с тремя рядами щетины, приклеенной к деревянной ручке, а самая маленькая имеет несколько пучков волосков. Этот инструмент позволяет получать большое число эффектов, он почти незаменим для профессионала, но стоит недешево, т. к. барсук относится виду животных, находящихся под защитой. В случае имитации мрамора такая кисть используется для создания эффекта размытости живописи и прожилок, чтобы смягчить отдельную линию, чтобы создать небольшие окантовки, которые имитируют трещины или шипы. Кисть используется перпендикулярно к декорируемой плоскости. Важно правильно выбрать направление, в котором намечена размытость, и в ходе работы время от времени протирать волоски сухой тканью. По причине высокой стоимости и хрупкости обращаться с растушкой следует очень осторожно, мыть водой с мылом, расчесывать волоски и сушить, подвесив за ручку.
Гусиное перо. Перо гуся (или других птиц, например, фазана или павлина, лишь бы перо было достаточно длинное, прочное и гибкое) является универсальным инструментом для рисования прожилок. Обычно используются внешние перья крыла, потому, что они более длинные и заостренные. Можно использовать конец пера, пропитанный краской или растворителем, чтобы создать эффекты «негатива» или протащить по поверхности одну из боковых сторон пера. В этом случае перо надо держать свободно, как смычок струнного инструмента, зажав между большим и указательным пальцами в точке середины. Когда перо скользит по поверхности и встречает легкие препятствия, оно будет слегка подпрыгивать и самостоятельно двигаться по рисунку, оставляя неровные черточки на своем пути.
Можно найти перья в специализированных магазинах, где они прошли специальную обработку от паразитов, присутствующих в оперении птиц, следовательно, обратите должное внимание на перья неизвестного происхождения.
После использования перья нужно мыть в горячей воде со средством для мытья посуды, сильно тереть, не боясь испортить. Затем необходимо их прополоскать, причесать все волоски в правильном направлении, прижав друг к другу, затем поставить вертикально в банку и дать высохнуть.
Щетка. Старая зубная щетка может быть очень полезна для разбрызгивания краски на декорируемой поверхности при нанесении крапинок или спирта или других растворителей для проявления нижних слоев краски при создании эффекта «многослойности».
Кроме того, можно использовать все материалы, которые подсказывает вам воображение, например, пробки от бутылок, оторванный кусок гофрированного картона, который скользит по декорируемой поверхности, гигроскопическая вата, цветные карандаши, кисти для стенсила, денатурированный спирт или другие растворители, чтобы создать пятна или открыть нижние слои живописи.
Научиться рисовать прожилки — главное в работе по имитации мрамора, но для этого нужна практика, практика и еще раз практика… Поэтому не падайте духом, если в начале работы ее результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
Наиболее подходящие кисти для этого вида работы — круглые художественные кисти и так называемые «кисти для каллиграфии», которые имеют пучок очень длинных щетинок.
Красота мрамора определяется рисунком его прожилок. Поэтому несколько советов по поводу прорисовки прожилок:
— Разбавляйте краску настолько, чтобы она легко растекалась по поверхности и была достаточно прозрачна;
— Увлажняйте поверхность, на которую вы собираетесь наносить прожилки;
— Помните, что размер кисти прямо пропорционален толщине прожилок;
— Более сильный нажим кистью способствует неравномерной толщине прожилок и создает трещины и/или утолщения;
— Наиболее крупные прожилки промокните влажной губкой;
— Если при работе рука не имеет опоры, получаются дрожащие линии;
— Прожилки не должны пересекаться под прямым углом;
— Для того, чтобы изменить направление прожилок, покрутите ручку кисти между пальцами;
— Прожилка должна заканчиваться ослаблением линии, а не резким ее обрывом;
— Придавайте прожилкам преимущественно диагональное направление;
— Вторичные прожилки всегда более тонкие по сравнению с теми, от которых они отходят;
— Всегда держите под рукой влажную губку, чтобы вносить исправления или стирать неточные линии.
Все виды мрамора с прожилками имеют неровный фон, образованный из кристаллических пород и больших вкраплений брекчий, более или менее удлиненной формы, иногда расположенных под углом, вместе с прожилками, более крупными по размеру и более тонкими, которые пересекают глубинную структуру, создавая разнообразие цветов и оттенков.
Большое число наслоений красок, которое производится последующим тампонированием губкой, как при стирании, так и при добавлении краски, создает эффект глубины и натуральности имитируемого мрамора. Возьмите за правило иметь перед собой образец или хотя бы фотографию природного камня, чтобы изучить цветовые оттенки.
— Основа всегда должна быть белой, хорошо отшлифованной и отполированной до гладкости и бархатистости на ощупь. Первая пропитка губкой будет заключаться в том, чтобы «убрать (лишнее)», чтобы создать основу.
— Следующие протирания губкой могут проводиться как для того, чтобы «добавить», так и для того, чтобы «убрать (лишнее)», после каждого этапа ждите, пока поверхность не станет совершенно сухой.
Полосы из крупных прожилок, гальки и брекчий прорисовываются при помощи каллиграфической кисти и сильно разбавленной краской. Далее добавляются тонкие и нитевидные прожилки кистью № 000. Тонкий слой достаточно жидкой белой краски, после которого поверхность промокается губкой, чтобы удалить лишнюю краску, приглушает некоторые тона, придавая им правдоподобность, и создает иллюзию кристаллов кальцита, входящих в состав природного камня.
Лак, предпочтительно на водной основе и глянцевый, должен наноситься в несколько слоев, чтобы обеспечить совершенную полировку.
Полировка производится наждачной бумагой с силиконовым абразивным слоем, увлажненной водой с добавлением капли жидкого мыла; при полировке используется «стальная шерсть» реставраторов № 0000 (4/0).
Для того чтобы добиться зеркальной поверхности, типичной для полированного мрамора, рекомендуем густой воск (пасту, как для покрытия мебели), который придаст великолепный блеск и, кроме того, защитит вашу работу от влияния времени.
В наши дни считается, что существует три основных цвета: красный, желтый и синий. Основные, или первичные, цвета в чистом виде нельзя получить при соединении никаких других цветов. Смешивая в равных пропорциях все три первичных цвета, мы получаем вторичные цвета: оранжевый (желтый + красный), зеленый (желтый + синий), фиолетовый (красный + синий).
Миронов А.В.