Самодельные настольные развивающие игры для детей и семьи. Как с детьми сделать настольную игру
Все дети любят игры. Приятно, конечно, когда ребенок уже продвинутый в компьютерах и шустро «убивает их всех» в какой либо стрелялке. Но компьютерные игры скорее отдаляют ребенка от родителей, от сестер и братьев, от сверстников. Не говоря уже про порчу зрения и разрушение психики. Компьютерных игр, где можно играть сразу нескольким игрокам не так много и рассчитаны они в основном уже на подростков, а не на маленьких детей. Малышу же наоборот, важно общение и лучше всего в режиме игры. Поэтому по прежнему остаются популярными обычные настольные игры. В них могут играть любое количество человек, практически любого возраста, начиная от детей 3-4 лет, заканчивая их дедами и бабушками. И азарта и веселья в них гораздо больше, чем в компьютерных, благодаря большому количеству участников. Ведь каждый участник – это своя доля везения, свой характер игры, своя стратегия. А взаимное подтрунивание и «вредные» советы превращают такие игры в целое представление.
Можно купить разные настольные игры в магазине. Но еще лучше сделать настольную игру самому и вместе с детьми. Тут объединяет и сближает детей и родителей сам процесс творчества. А уж сколько гордости будет у маленького создателя, сколько разговоров в детском саду и у родственников! Ведь он САМ придумал, и сделал ТАКОЕ! Ну почти сам…
Что бы игра для ребенка (да и для взрослого, которые скорее всего часто будет ему партнером) была интересной, она должна быть достаточно понятной и простой и логичной по правилам. Цель игры тоже должна быть проста, понятна и в принципе достижима. В тоже время в ней должна быть очень большая управляемая вариантность развития сюжета игры, событий. И игрок (даже маленький) должен осознанно выбрать и пытаться реализовать какой-то конкретный, выигрышный с его точки зрения, вариант. Но в то же время должен быть и большой элемент случайности, делающий игру эмоциональной, нивелирующий мастерство и делающий возможным выигрыш даже новичком. Ведь если один игрок все время выигрывает, а второй проигрывает, у «вечнопроигрывающего» быстро пропадает охота играть. А если «мастер» все время вынужден поддаваться — пропадает охота играть у него. Случайность же ставит игроков в почти одинаковые условия. Удача дает шансы каждому, а вот кто как сумел их реализовать? И когда ребенок обыгрывает «самого папу» и не потому что тот поддался, а в «честном сражении» — восторгу нет предела.
Нельзя сбрасывать со счетов развивающую сторону игры. Ребенок играя в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать, учится принимать какое то решение и начинает понимать взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или избежать, понимает какая ситуация плохая, а какая – хорошая. У него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление.
За свою историю человечество изобрело и придумало множество настольных игр, причем в основе подавляющего числа их лежит весьма небольшое число игровых элементов. Но с помощью которых воссоздается в процессе игры практически бесконечно число вариантов развития игры. Это карты, костяшки домино, шахматы, шашки и пр. Но для настольной игры с детьми больше всего подходит игра с костями (кубиками) на каком либо игровом поле.
Настольные игры на игровом поле как правило достаточно просты по основному сюжету, целям игры и правилам. Они легко понятны даже самым маленьким игрокам (особенно если специально для них придуманы). И в то же время вариантов развития событий может быть столько, сколько вы заложите в сюжет. Элемент случайности в настольных играх чаще всего реализуется с помощью самого игрового поля (в зависимости от места на нем) и кубика (или нескольких кубиков).
Придумать сюжет игры для ребенка лучше всего вместе с ребенком. В основу сюжета как правило ложится то, что его в данное время занимает. Если у него есть в данное время какая то любимая игрушка или сказка или герой, то она или они (или персонажи сказки) и становятся, естественно главными героями игры. И с этими героями должны происходить какие то события и он должен что то совершить. Проще всего просто повторить сюжет сказки, но с возможными вариантами. Но еще интереснее для ребенка будет новый, неизвестный сюжет, как продолжение уже известного и с известными ему героями. В сюжет следует включать и статических персонажей, которые будут помогать или мешать участникам игры (героям). Еще веселее играть, когда начинают перемешиваться герои из различных сказок. Тут границ для фантазии нет совершенно. Тут на пути участников могут попасться все, кто угодно, от хоббитов и орков до доктора Айболита и кота в сапогах… А уж будут они помогать или вредить — решать создателям игры.
Самые простые игры для самых маленьких заключаются в перемещении героя из пункта «А» в пункт «Б» путем перестановки фишки по игровому полю на число ходов выпавших на кубике. Разумеется, героев (участников игры) несколько, и все они соперники. Такие правила просты и ребенку понятны. И теперь наша задача — придумать и развить сюжет, создать препятствия на пути игроков и условия для разных вариантов развития событий. Тут вобщем то используются так же стандартные приемы для настольных игр такого характера.
Как правило, это:
— разветвления пути. В сказках эта ситуация соответствует «стоит камень, направо пойдешь – коня потеряешь…» и т.д. Ситуация ребенку знакомая. Игрок, поставив фишку на определенную точку обязан идти по указательной стрелке в следующем ходе. Это может быть как более короткий, так и более длинный путь, более или менее насыщенный другими неожиданностями. Еще более «закрутить интригу» можно оговорив необходимость «поворота» или возможность избежать его, выбросив определенное число на кубике. Например, если выпало «5» — то по-прежнему идешь прямо, а при всех остальных — сворачиваешь на более длинный путь. Можно в определенной точке давать и возможность самостоятельного выбора того, или иного пути. Такие условия сильно поднимают эмоциональный фон игры. Разумеется, разные варианты пути должны быть по сути равноценными и иметь одинаковую вероятность прохождения, но внешне выглядеть по разному. Например, более короткий путь должен иметь и большую вероятность попасть в неприятную ситуацию.
— ускорения и замедления движения. Игрок, поставивший фишку на определенное поле, «переносится» по стрелке на другое поле, вперед или назад. Иногда и вовсе на другой вариант пути. Обычно такие действия наступают при преодолении каких то препятствий, вроде гор, рек, болот и пр. Выдумать тут можно многое, от ожидания парома и сноса течением при переправе через реку, до переноса драконами, бабами-ягами и космическими кораблями через леса и горы и на другие планеты.
— поведение самого игрока . Если дать игроку возможность выбора, (например – выбор варианта пути по которому идти), то вся его дальнейшая судьба будет зависеть от того, что он выберет и как там сложится ситуация.
— условиями взаимодействия игроков между собой. Тут все определяется сюжетом игры и правилами. Сколько «жизней» может быть у каждого из участников, могут ли они «сбивать» фишки соперников, «перепрыгивать» через них или натыкаться как на препятствие, условия получения дополнительных жизней и так далее и тому подобное. Т.е. могут ли игроки каким то образов влиять на действия соперников или просто наблюдают за их действиями. Первый вариант значительно обостряет игру, но он уже для более взрослых игроков.
Основная прелесть самодельной настольной игры в том, что она отвечает сиюминутной потребности, делается быстро, т.с. на «злобу дня», правила ее просты и могут по договоренности игроков меняться. Да и сама игра может запросто меняться, какие то части игрового поля могут заменяться, само поле – расширяться, сюжет развиваться. Дети в этом случае буквально «живут» этой игрой и в этой игре. Игровое поле можно совершенствовать и украшать иллюстрациями, самодельными или вырезанными из журнала. Они могут быть и плоскими и вертикально стоящими, что особенно делает игру красочной и привлекательной для детей. Ведь это 3-х мерный мир! И они приняли участие в его создании! (а попутно – освоили массу простых ремесел и рукоделий).