Самодельные автоматические распашные ворота для гаража. Как самому сделать автоматические ворота
Конструкция привода автоматических ворот изготовлена из двух велосипедных кареток с ведущими звёздочками. Для простоты их использования и крепления, я обрезал велосипедную раму так чтобы остаток вертикальной трубы рамы (в которой установлена ось со звездочкой), выступал на пару сантиметров за пределы звёздочки.
Педаль с одной стороны снимается, а с другой стороны оси снимается шатун вместе с педалью.
Таких кареток со звёздочками нам понадобится две. Можно использовать, конечно и любые другие две одинаковые звездочки, установленные на подшипниках и даже на втулках. Главное условие, чтобы звёздочки были одинаковые (с одинаковым шагом зубьев), так как они приводятся во вращение одной цепью.
Привариваем каретки к верхнему основанию воротной рамки, обычно изготовленной из швеллера или уголка в стандартных воротах.
Главное условие, чтобы звёздочки находились строго напротив друг друга по углам ворот без перекосов, а шатуны параллельно рамке ворот. Длина штанги связывающей ворота и шатун выбирается из размеров используемых звёздочек, подбирается экспериментально, чтобы ворота открывались на достаточный угол. Как вы уже догадались, при вращении звездочки, штанга, прикрепленная одним концом к шатуну, а другой к створке ворот (на шарнире) заставляет створку ворот открываться (или закрываться).
Конструкций велосипедов превеликое множество, поэтому точной длины не привожу. Отверстие в рамке ворот тоже сверлится исходя из того же. Могу сказать только диаметр М8 вполне достаточно. Штангу изготовить можно из полосы метала достаточной жесткости. А шарниры либо те же болты М8, либо шпильки со шплинтами.
Велосипедная цепь одевается на звёздочки перекрёстно, чтобы звёздочки вращались в разные стороны. Цепь состоит из несколько соединённых цепей, длину не указываю по причине индивидуальности размеров ворот. Она должна быть хорошо натянута. Но все равно за счёт собственного веса цепь провисает и возникает опасность соскока цепи, поэтому к рамке привариваются еще две полосы поддерживающие цепь и служат как направляющие. Хотя лучше, конечно установить широкие ролики, по которым цепь будет скользить.
Одевают цепь при полностью закрытых воротах, и пробуют открывать ворота вручную толкая одну створку, обе створки должны открываться симметрично. И без особых усилий.
Очень часто бывает, что одна створка у ворот идёт в нахлёст, перекрывая другую. У меня тоже такая конструкция ворот, поэтому надо чтобы одна половинка ворот немного запаздывала, это легко достигается перестановкой цепи на один зуб любой из звёздочек.
И так, мы имеем ворота в гараже открывающиеся и закрывающиеся либо толканием одной из сворок, либо если потянуть за цепь. Дальше огромный простор для творчества. Любой может творить исходя из имеющихся деталей, например можно использовать электромотор с редуктором от дворников авто, желательно грузовых автомобилей (там движки помощнее). Эта конструкция имеет преимущества в том, что можно использовать автономный источник питания например, старый аккумулятор и не зависеть от перебоев с электроэнергией, но есть и недостаток ворота будет открывать медленно из за маломощности мотора.
Вообщё вариантов много, я же опишу свой. Я остановился на моторе от старой стиральной машины мощностью 120Вт. на 1400 об. мин. А в качестве редуктора использовал старый винтовой домкрат авто лада 01. Вышедший из строя по причине износа конических шестерен. Переделка домкрата заключалась в приваривание за конической шестерней находящейся на винте подходящего подшипника, и установки на него шкива от той же стиральной машины. Домкрат стал линейным редуктором (актуатором).
Привариваем его строго параллельно цепи, так чтобы при вращении шкива ползунок домкрата тянул цепь. Соединение ползунка с цепью я делал простое при помощи скрутки обыкновенной стальной вязальной 4мм проволоки. Это мне помогает если вдруг отключат электроэнергию. Зайдя в гараж и раскрутив пассатижами проволоку, можно открывать ворота вручную. Электромотор соединяем со шкивом домкрата стандартным ремнём от той же стиральной машины с понижением оборотов желательно 1х3, 1х4. Поэтому шкив электромотора желательно изготовить самостоятельно как можно меньшего диаметра.
На фото изображен общий вид привода ворот.
Дистанционное управление самодельными автоматическими распашными воротами. Автомат. ворота гаража
И наконец, самое главное для чего мы и затеяли эту возню в гараже, для «лентяев», которые не хотят отрывать свою пятую точку от кресла авто, это дистанционное управление гаражными воротами.
Здесь тоже огромное пространство для творчества, особенно для тех кто на ты с электроникой. Здесь можно использовать свои схемы разных устройст управления: радио волны, инфракрасные лучи. Можно пользоваться готовыми блоками, например, разных сторожевых устройств как то, автомобильной сигнализацией или дистанционным пультом управления замками дверей автомобиля. Кому как удобно.
Последний способ защитит в некотором роде от проникновения злоумышленников в ваш гараж, за счёт цифрового кодированья сигнала.
Я же как человек с очень невысоким уровнем дохода пошёл по самому дешёвому пути. Приобретаем китайский электронный звонок с беспроводной кнопкой, у нас он стоит 150руб. Китайские товарищи пишут что дальность действия такого звонка 150 метров от кнопки через препятствия, реально метров 60-80, но и этого более чем достаточно. Необходимо приобретать такой звонок чтобы в конструкцию была заложена и световая сигнализация. Обычно несколько мигающих светодиодов на передней панели звонка. При разборке звонка, светодиоды управляются микросхемой и выполнены на отдельной плате. Вот эту плату и отключаем, к ней обычно подходят три провода. Один питание микросхемы другой общий и один запускающие импульсы.
Выводим в наружу общий провод и провод с импульсами. Дальше делаем триггер с двумя устойчивыми состояниями. Можно сделать его на транзисторах, микросхемах, я на собрал на реле.
Рассмотрим работу схемы в положении «ворота закрыты».
На базу транзистора который работает как усилитель приходит одиночный импульс от звонка, срабатывает реле К1 и ставит на самоблокировку реле К2 , при положении контактов концевого выключателя SA1 .
Реле К2 исполнительное, которое переключает обмотки двигателя. Двигатель начинает ход на открывание ворот. Дойдя до точки, ограниченной концевым выключателем SA1 и SA2 двигатель останавливается, контакты SA2 отключают двигатель, а SA1 подключает реле К3. Которое при повторном импульсе срабатывает и снимает блокировку с реле К2. Так при каждом однократном нажатии на кнопку звонка реле К2 переключается в одно из устойчивых состояний.
Концевики SA1 и SA2 механически спаривают, а SA3 отключает мотор когда ворота закрыты.
Трансформатор можно взять любой 220 на 12в. Диодный мост например КЦ 405 или 4 любых низкочастотных диода. Транзистор я использовал КТ805, но можно другой близкий по параметрам. Реле К3 и К1 автомобильные на 12 в. А вот реле К2 я использовал c четырьмя парами контактов, но можно использовать и два автомобильных реле включенных параллельно. Концевые выключатели лучше всего закрепить на домкрате, любым способом, я особо не напрягался и закрепил их обычной изолентой. Желательно чтоб нажим на концевики был через пружинные амортизаторы. Дабы инерцией их не сломало. И обязательно включайте в сеть через 10 амперный автомат, это избавит вас от многих неприятностей.
В заключении для эстетики можно всё это закрыть кожухом из жести, оставив снаружи только шатуны. Удачи!