Что надо знать покупая автомобиль с рук. Опыт и полезные советы. Как купить автомобиль б/у
Сразу объяснюсь — данный материал результат моего собственного опыта + отчеты и советы о покупке, свободно выложенные в Интернете. Казалось бы, уже столько информации по данному предмету, а все равно находятся люди, которые покупают хлам втридорога.
Итак, начнем как всегда с задания. Это не маловажно, ибо потом будешь локти кусать, думая, зачем я взял именно эту машину?!
Дано — денег полмиллиона, найти две машины, поновее, одну – повышенной проходимости, особые требования по ремонтопригодности и стоимости запчастей. Вторую – легковой седан, строго «для города».
Первым делом определяемся с целями, и решили брать Шевроле-Ниву и Дэу-Нексию. Опять же кто-то и Лексус готов взять, но я брал из своих практических соображений. В Лексусе кирпичи возить не будешь, да и запчасти с овсом недешевы!
В основном при покупке люди продвинутые, пользуются раскрученным сайтом Авто.ру и газетой «Из рук в руки». Сразу скажу, что сделал с точностью до наоборот. Ведь у каждой марки автомобилей существует свой фан-клуб, ну или форум в интернете. Так вот, первым делом я мониторил форумы Шевроле — Нивы и Нексии. Во-первых: ты получаешь реальное представление цены, и как правило она немного пониже чем на авто.ру. Во-вторых: люди, продающие на форуме, выставляют товар «своим», людям знающим, потому полные помойки там не появляются. Исключение – залетные товарищи, но они легко вычисляются по количеству сообщений.
Опять же идея замены машины пришла в голову летом, а это не сезон, так же как и зима. Хорошо тем, что есть шанс купить автомобиль подешевле, особенно если человек продает долго, зато и объявлений о продаже значительно меньше. Так же получилось, например, и с форумами. Когда весной мониторил – предложений было много, а летом – ноль. Зато как только взял машину – начали сыпаться, да еще и очень неплохие. Потому – кому как повезет, но лучше момент подгадывать. Осенью цены падают, ведь многие скидывают машины, дачный сезон закончился. Но правило несправедливо для внедорожников – спрос и цена увеличиваются именно осенью. Зимой покупать можно прямо перед Новым годом или после. Но и тут свои заморочки, машину надо отмывать и тщательно осматривать на яме или подъемнике. Ибо падать в снег, чтобы посмотреть днище — немного холодно.
Продавцы делятся на три категории – «физики», «юрики» и «клоуны». Ну «физики» — оно понятно (физические лица), люди продают свое авто. «Юрики» — (юридические лица) — магазины, рынки, стоянки, продают чужие или выкупленные машины, цена выше, чем у «физиков». Если цена ниже, то, как правило развод или машина восстановлена из пепла б/у-шными запчастями. Чудес, к сожалению, не бывает. Третья категория «клоуны» — это я опять же шутя, ибо народ зарабатывает по-разному и честь и хвала тем парням, что гоняют хорошие машины из заграницы, рискуя своими кровными и головой. Но, как правило, попадаются бравые кавказцы, которые покупают «канарейку за копейку», снимают с нее все что можно и толкают за завышенную сумму. При том, что когда им об этом говоришь, делают большие глаза! Наверное, думают, что все кругом лохи.
«Юриков» определить достаточно просто, скажем на авто.ру они дают адрес компании и прайс-лист. А вот с «клоунами» посложнее будет. Первым делом надо посмотреть на текст объявления, если текст минимальный – уже подозрение. Подписи типа «хозяйна» или «хазаин», тоже очень показательны. Имена типа «рома» и «руслан», именно с маленькой буквы, тоже идут лесом. Лучше пусть будет «Григорий Федорович» или «Вячеслав Борисович».
Смотрим, что остается после фильтрования. Как правило с десяти – штук пять толковых. Начинаем обзвон. «Ездила девушка» и «ездил дедушка». Замечательный прикол, тебе могут даже дедушку вывести, лишь бы продать машину (читай втюхать)! Девушки ездят аккуратно первый год, когда ездить не умеют, потом зажигают так, что страшно становится. Понять можно – опыт получен. По обслуживанию машины, обычно ничего толком сказать не могут, как и почему в багажнике люк. Если эта их первая машина – сто процентов битая, не сильно, но косяки будут. Могут ездить с плевой поломкой пока не вылезет что-то серьезное. Исключение, когда замужем, мужчина все-таки контролирует машину. Полагаться на сервисное обслуживание и отметки в книжке не стоит. На сервисе — свои скелеты в шкафах.
«Дедушки» — если конечно они ездили. Тут другой прикол. Машина скажем летнего использования или ездили очень редко. Не секрет, что когда машина ездит хоть чуть-чуть, то механизмы смазываются, притираются, работают наконец. Если же машина стоит, а стоит она обычно не законсервированная, то у нее окисляется электрика, трескается резина шлангов и прокладок. Начинается коррозия, ведь конденсат никто не отменял. Опыт был. Взял у друга машину, отец его ездит уже не мог, стояла полгода. Электрика дала о себе знать незамедлительно, потом и коробку перебрал с заменой синхронизатора и двух шестерен первой и второй передачи.
Пример: звоню девушке по объявлению: Машина хорошая, я сама ездила! Все работает. Я спрашиваю: Где обслуживали? – Ну тут у мужа сервис есть. ОК, — говорю, а масло лили какое? – Не знаю, — говорит. – Дайте телефон мужа!
Она почему-то отказалась. Адрес: Б. Очаковская, 1. Там находится сервис, промзона, но никак не жилые дома. «Приезжайте смотреть» — ф топку такие заявы. Вы только потратите на них свое драгоценное время!!!
Вопросы, которые надо задавать (чем больше – тем лучше):
- Какого года машина? Если отвечают: «Все в объявлении» — первый сигнал закончить разговор.
- А в ПТС Вы какой хозяин? Как машину продаете, по гендоверенности или со снятием?
- А почему машина снята с учета? А с чего Вы решили ее продавать? С чего Вы взяли, что она уйдет в первый же день? (Это вопрос к снятой с учета машине )
- Как ездила машина? Где? Кто ездил?
- Какое масло лили?
- Где обслуживали?
- Есть ли гарантия?
- Сервисная книжка? Очень важный момент, поможет определить реальный пробег машины, ибо скрутить спидометр – как здрасьте. К слову на Нексии последнее ТО было весной 24000 км, взяли летом – 29000. Соответственно, это реально.
- Состояние машины? А резина какая? Зимняя есть?
- Где и когда посмотреть?
В принципе эти нехитрые вопросы уже дадут Вам представление о машине и отсеют оставшихся «клоунов». Где-то с десяти объявлений останется три, вот их есть смысл смотреть.
Опять же как смотреть машины? У каждой свои косяки, но общие правила одни. Лучше распечатать анкету или перечень вопросов и с ним ехать смотреть машину. А то получится, что то не спросил, а это забыл. Советы по осмотру машин можно найти в конференциях, особенно все болячки там очень грамотно описаны, у всех машин они разные. Лучше вообще составить маленькую табличку, и отмечать «кандидатов» плюсами и минусами. Картинка сразу проявится.
Общий же осмотр – сначала кузов, на наличие повреждений, залезть снизу – осмотреть днище. Открыть багажник – наличие складок, трещин и т.д., а также пыли и воды. Проверить открывание и закрывание дверей. Открыть капот, общий осмотр. Отмытый до блеска двигатель скорее минус, вы не поймете где он сопливит. Проверить уровень антифриза, масла в двигателе, ГУРе (если есть), тормозной системе. Узнать сколько лет аккумулятору. Можно заводить. Заводить надо самому, просто повернуть ключ, выжав сцепление. Все шаманские штучки – лесом. Даже мои карбюраторные «девятка» с Окой заводились с полтыка, на полном подсосе. Дергание его туда-сюда, качание педали газа – все это признаки проблемы с заводкой. Завелась? Не троит? Работает ровно? Дайте двигателю прогреться, посмотрите обороты. Попросите помощника посмотреть на световые приборы, сами переключайте поворотники, аварийку, стоп-сигнал, задний ход, звуковой сигнал, стеклоподъемники, и пр. В общем дергайте все, что можно, ведь потом винить нужно будет только себя. Если ничего не смущает, то можно и прокатиться. Как набирает скорость? Не дергается? Как держит дорогу? Нажмите резко тормоз, машину сносит? Степень износа резины? Ну вот примерно так можно подобрать нормальную б/ушную машину.
И последний совет, не ездите один, возьмите друга, двоих, свою боевую подругу. Кстати, про подруг. Женщины обладают интуицией, причем неоднократно в этом убеждался и ведь работает!
А чтобы развеять сомнения по поводу всего того, что я тут вам наваял, скажу следующее. Первую машину, которую я смотрел – забраковал, «клоун» даже испугался выходить со мной разговаривать. Вторую взяли у хороших ребят. Пару раз они даже к нам заезжали отдать талон техосмотра и еще какую-то мелочь. Нексию взяли «слета», эта была первая машина из отфильтрованных десяти. Так что время потратил я только на обзвон и на задавание «глупых» вопросов. Покупкой доволен.