Идеи летают в воздухе. И рано или поздно кого то из нас осеняет или озаряет идеей, которую мы сами реализовать не можем или не хотим. Но которая, возможно, была бы чрезвычайно полезна кому то еще, Например принесла бы при ее реализации неплохие деньги.

Можно, конечно эту идею выпустить в массы, подарить, так сказать. Но ведь вы мучались ее родами, она именно к вам пришла, а не к кому то еще… Поэтому каждому автору идеи очень хочется как то поучаствовать в будущих прибылях.

Как же продать свою идею тому, кому она будет несомненно полезна?

К сожалению, Закон о защите авторских и смежных прав однозначно выводит \\\»идею\\\» за свои пределы:

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения:

….

4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Т.е. если вы просто обнародуете свою идею, и заинтересованное лицо каким то образом с ней ознакомится, то он имеет полное право ее реализовать и вам даже спасибо не сказать.

Но к счастью, в этом же Законе есть и п.2

2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

в других формах.

( И другие пункты. Полный текст Закона о ЗаиСП см здесь >>> )

Что это означает? Это означает, что надо облечь продаваемую идею к \\\»какую либо объективную форму. Разумеется, сама идея так же останется беззащитной, если вы просто опишите ее на бумаге. Авторское право просто распространится на текст описания и не более того…

Проще с \\\»творческими\\\» идеями — сценариями, текстовками, слоганами т т.п. Они сами по себе — произведения и самодостаточны с точки зрения ЗоАиСП. А вот как быть с идеями для бизнеса, например? Или просто, \\\»удачным\\\» решением для потенциального его проблемы, хорошим советом? Даже детальный, хорошо проработанный бизнес-план не будет надежной защитой. А обещания благодарности в 99% случаев остаются только обещаниями. Это вам любой \\\»генератор идей\\\» подтвердит.

При рождении идеи, как бы вас не окрылило, не озарило и не осенило не следует БОЛТАТЬ. Да, вы находитесь в состоянии душевного подъема, вам хочется рассказать всему миру, какой вы умный, и какую штуку вы придумали, и что теперь-то точно \\\»будет всем Счастье…\\\». Но возьмите себя в руки. Иначе вместо реальных денег вы рискуете получить пару реплик — \\\»ну да… классно придумано… молодец…\\\». На этом ваши гонорары и закончатся. А через некоторое время вы с удивлением увидите (услышите, пощупаете, попробуете на вкус) результаты реализации своей идеи. \\\»Абыдно, да?\\\» А не надо было болтать…

Помочь в плане защиты вашей идеи как объекта авторского права, на мой взгляд, сможет авторский творческий договор. Что это такое?

Это договор о том, что потенциальный покупатель вашей идеи становится вашим заказчиком. Он поручает вам найти решение его проблемы, или \\\»изобрести\\\» нечто, провести исследования, оказать консультационные услуги и т.п.. Т.е. собственно предметом договора должно быть описание, изложение заказчику вашей идеи, ее сути. Именно как результата вашего труда по его заданию. В результате вашего творчества на свет должен родиться документ, отражающий квинтисенцию вашей идеи, ее суть, все возможные пути реализации ее, перечислены выгоды, которые она сулит при ее реализации и т.д. Заказчик, естественно, обязуется выплатить вам вознаграждение в случае принятия (или принятия решения о реализации) вашей работы, не разглашать содержание работы в случае ее не принятия и т.д. включая всякие штрафные санкции и неустойки за нарушения договора. Одновременно с договором cразу следует подписать и акт сдачи-приемки работ. В акте указать, что все работы выполнены вами в срок и с надлежащим качеством, и что к вам — никаких претензий и работа принята.

Таким образом, у вас на руках оказывается серьезный юридический документ (договор), закрепляющий за вами право получить деньги за \\\»идею\\\». Нарушение этого договора, естественно может служить причиной судебного разбирательства. Если заказчик захочет вас, что называется, \\\»кинуть\\\» — т.е. воспользоваться вашей идеей, но денег вам не платить (по причине того, что идея — не объект защиты), то договор позволит вам вести тяжбу не за авторские права, а за то, что он поручил вам работу, вы ее выполнили, а заказчик отказывается вам ее оплатить. Это уже совсем другая, гораздо более выигрышная позиция в случае судебных разборок.

Слабым местом такого подхода к продаже идей является то, что достаточно сложно будет заставить (уговорить) потенциального его покупателя подписать договор без объяснения сути идеи. Поэтому этот способ подходит только для действительно серьезных идей, сулящих заказчику решение каких то его проблем или серьезную выгоду. Кроме того, не следует загонять покупателя в угол. В договоре следует оговорить, что деньги он вам будет должен только в том случае принятия вашей идеи. В случае же отказа — он просто должен не разглашать содержание вашей работы.

Вот таким мне видится способ продажи идей. Может быть кто то подскажет другой?

Константин Тимошенко