По прогнозу погоды наконец то пообещали снег скоро… Надо привести свои лыжи в порядок. Вытащил из кладовки, взял кое-какой инструментец, вышел в межквартирный коридор. Там сосед как раз..

— Кататься? Так снегу нет. Я только что с улицы. (ржет).

— Нет, просто лыжи поточу и отциклюю.

— Чево-чево? Так у тебя же пластиковые, с ними же и делать ничего не надо, вечные.

— Эх ты, чайник. Да с ними возни больше, чем с машиной. Если конечно хочешь от катания удовольствие получать, а не мучаться…

Вот так. Многие действительно думают, что с пластиковыми лыжами ничего делать не надо. Надо! Еще как надо! Даже если вы катаетесь просто так, без всяких соревнований.

Беговые лыжи.

Катаясь по снежному насту, по лесным дорожкам и разбитым лыжням, вы наверняка «ловите» скользящей поверхностью лыж всякие мелкие камешки, веточки, льдинки. И со временем скользящая поверхность лыж становится матовой и сильно царапанной. (см. фото 1) Иногда с очень глубокими бороздами. Все это заметно снижает скольжение лыж. В бороздки набивается лед, на который налипает снег и лыжи откровенно «не едут». Поэтому перед началом сезона (и несколько раз в его течении) весьма полезно отциклевать скользящую поверхность.

Перед циклеванием рекомендуется тщательно и обильно натереть скользящую поверхность обычной стеариновой или парафиновой свечкой. (фото 2) Стеарин забьется в различные большие и микро-щели и заполнит выбоины. У него хорошая адгезия к полиэтилену, которым покрыты пластиковые лыжи. В последствии, при катании на морозце, стеарин станет более твердым и не выпадет из этих микро-щелей.

Кроме того, стеарин не смачивается водой, и к нему не пристает ни лед, ни снег.

После того, как лыжи натерты свечкой, необходимо взять какой либо предмет с острым и абсолютно ровным краем, желательно заводского изготовления. Например, металлическую линейку. Хотя я сам использую сменные лезвия от канцелярских ножей. (фото 3) Они продаются в любом магазине инструмента и стоят очень недорого.

При помощи такого лезвия (будьте осторожны, оно острое как бритва), совершая движения только от носка к центру, мы «бреем» лыжи. При этом снимается лишний стеарин (парафин), и поверхность лыж приобретает совершенно гладкий вид.

Попробуйте это проделать со своими лыжами и вы будете просто ошеломлены, насколько лыжи стали лучше катиться.

За лыжный сезон надо проделывать эту операцию 2-3 раза как минимум.

Горные лыжи и сноуборды.

С горными лыжами все несколько сложнее. Они и шире значительно, и по краям имеют металлические канты. Их назначение — удерживать лыжи от чрезмерного бокового скольжения, сохранять управляемость лыж.

Вообще говоря, качественная, профессиональная заточка канта требует и специального оборудования и устройств. А в домашних условиях можно лишь поддерживать канты в более-менее рабочем состоянии. В специализированных магазинах продаются эти специальные напильники и правила. Некоторые используют т.н. «канторез» — специальное приспособление для заточки каната на горных лыжах или сноуборде.

Возможно, вам пригодятся эти полезные советы и диалоги, нарытые мной на специализированных сайтах.

— После нескольких месяцев юзания своего первого собственного стаффа озадачился этим вопросом.

Если отбросить непонятные варианты с использованием напильников, остается волшебная штучка с названием \»канторез\»… Я прав? Я исхожу из того, что канты по-хорошему надо затачивать часто. Постоянно носить свой стафф куда-то для этих целей у меня нет времени. Есть интерес освоить вариант \»сделай сам\».

— Как затупилось — надо точить. А в мастеру надо нести хотя бы потому, что бы посмотреть, как это делается. Я бы не рискнул на своей доске экспериментировать

Вот «скользяк» парафинить самому — это хорошо! Это надо регулярно делать. (Скользяк — это скользящая поверхность).

— Часто точить не получится. Каждый комплект современных лыж или сноуборда можно заточить 3, максимум 4 раза. После этого канты кончаются. Экономят металл нынче производители, канты тонкие. Не то, что раньше.

— Канты точить надо по мере их затупления. Для меня это — пару раз в сезон, максимум 3. Если точить старым советским канторезом, который стружку снимает, то получится именно так, 3-4 раза. А сейчас канторезы комплектуются напильниками или брусочками и канты стачиваются не сильно. По идее, если есть зазубрины — надо аккуратно брусочком стачивать их каждый раз после катания. Только главное кант не завалить.

— Надо еще учитывать, что на современном девайсе канты могут иметь различный угол заточки в зависимости от места (носок, талия, пятка). Поэтому драть их вручную не зная правильных углов — рискованная затея. Поведение девайса может измениться. Надо обязательно проконсультироваться со спецом и/или с соответствующей литературой. По-хорошему заточка с переменным углом делается в специализированных центрах на соответствующем оборудовании.

Теперь несколько советов по заточке кантов.

Для оптимальной отдачи необходимо затачивать канты после каждого катания. День катания способен затупить сталь самых заточенных кантов. Если вы сами хотите заняться этим, я вам советую обзавестись специальной подставкой, которая будет поддерживать вашу доску и чудо-инструментом – набором напильников. В противном случае вы всегда можете доверить ваш сноуборд спортивному магазину.

Итак, вы решили “помучить” вашу красивую игрушку самостоятельно. Сначала вы зачищаете кант средним напильником, затем переходите к более тонкому. Заточка кантов всегда выполняется напильником в направлении от носка к пятке. Начинают всегда с той части канта, которая находится на подошве. Напильник вы держите максимально плоско. Затем затачивается другая сторона канта, которая станет лезвием для вашего сноуборда. Можно поставить напильник под углом. Чем меньше угол, тем более атакующим будет кант, тем более вы будете врезаться в лед, но тем проще будет допустить ошибку в закантовке. Угол в 88 мне кажется достойным компромиссом.

Как только обе стороны канта вам покажутся достаточно наточенными, вам придется убрать стружку – результат вашей ювелирной работы. Для этого существует два способа.

Используйте специальный листик, которым вы дважды проведете по углу канта. Имеет смысл особенно не усердствовать, нажимая, иначе работу ювелира придется повторить заново.

С каждой стороны канта проведите масляным камнем (досл. мастика) или очень тонкой стеклянной шкуркой. Это лучший способ, но куда более деликатный.

Проверьте качество вышей работы, проведя пальцем по всей длине канта. Он должен быть гладким и чистым. Проверьте также его цепкость, проведя ногтем снизу вверх. Если вы хорошо поработали, то должна остаться царапина. Закончите подготовку, затупив кант на 10-ти см участке после носка. Осуществите эту операцию с помощью тонкой стеклянной шкурки. Вы увидите, что на уровне ведения дуги вы ничего не теряете, но тем самым облегчаете начальные фазы поворотов.

Вот так. Удачного и приятного катания!