Выбирать зимние шины, как, впрочем, и любой иной товар, нужно не по общим рекомендациям, а именно «под себя, любимого», то есть, в данном случае, — с учетом индивидуальных особенностей зимней эксплуатации своего автомобиля. Поэтому перед покупкой стоит иметь ответы на следующие вопросы:

— какая температура преобладает зимой в вашем регионе (около нуля, легкий, средний или крепкий мороз);

— в каком состоянии пребывают зимой дороги, по которым вы обычно ездите (хорошо очищенный асфальт, «голый» лед, рыхлый мокрый снег, снежный накат);

— каков ваш стиль вождения зимой (повышенная осторожность, «гоняю как летом»).

Рассмотрим теперь типы современных зимних шин.

Несмотря на рекламные заявления производителей и продавцов зимних шин, практически значимы две характеристики — рисунок протектора и наличие шипов; остальное (состав резины, ширина, профиль и проч.) тоже конечно важно, но меньше. Зимняя резина — это просто резина, отличающаяся от летней большей эластичностью при пониженных температурах. И у известных производителей она примерно одинаковая.

Итак…

1) Рисунок протектора кажется очень разнообразным на разных моделях шин, но все это изобилие сводится к двум основным вариантам:

а) «Европейский» рисунок. Название указывает на климатическую ориентацию шин — для мягкой «европейской» зимы, когда морозы, если приходят, то не суровые, а снег, если выпадает, то не надолго. Этот рисунок похож на летний противодождевой протектор с развитой сетью диагональных водоотводящих каналов и потому он столь же эффективно противодействует аквапланированию — очень опасной потере управляемости машины при проезде глубоких луж. Шины с «европейским» рисунком особенно хороши на раскисшем снегу, в талой воде. Конструкторы-шинники предпринимают усилия для адаптации таких шин к зимним реалиям, для чего «водный» протектор дополняют многочисленными ламелями (мелкими разрезами в блоках рисунка), способствующими лучшему сцеплению шины со скользкой поверхностью, например, с укатанным снегом. Проходимость в рыхлом снегу обеспечивают мощные профилированные зацепы по краям протектора. Таким образом, «европейские» зимние шины оптимальны на очищенных дорогах, при околонулевых температурах, снег допустим в разумных пределах, а вот лед и утрамбованный снежный накат — совсем не их стихия.

б) «Скандинавский» рисунок. Скандинавия — север Европы — по своим климатическим параметрам похожа на центральную Россию. Логично, что шины со «скандинавским» рисунком лучше приспособлены к русскому морозу, снежным и обледенелым дорогам. Протектор таких шин состоит из множества прямоугольных или ромбовидных «шашек», размещенных в шахматном порядке. «Скандинавский» рисунок обеспечивает уверенное сцепление со скользкой дорогой и успешно «гребет» в глубоком снегу. Резина для изготовления «скандинавских» шин особенно хорошо приспособлена к функционированию при пониженных температурах, она не теряет эластичность и упругость даже в сильный мороз. Такой комплекс свойств востребован для движения в довольно суровых условиях плохо очищенных дорог, снежных заносов, междугородних трасс вдали от мегаполисов.

В скандинавских странах дороги зимой чистят не всегда. Чаще просто утрамбовывают снег и рассыпают пот нему гранитную крошку. Все это сильно напоминает способ уборки загородных дорог и в России. После выпадения снега чистить его на второстепенных трассах начинают на следующие сутки или позже, когда автомобили уже «укатали» его до состояния полу-льда. Именно для таких дорог и «заточены» шины со скандинавским протектором.

2) Металлические шипы появились на зимних шинах еще в 1933 году и сейчас в России шипованные шины заслуженно популярны, особенно они применимы на укатанном снегу и голом льду. Правда, чем крепче мороз, тем труднее шипам впиваться в скользкое покрытие и потому при температуре ниже -20 градусов стоит все-таки поосторожничать. А еще на очищенном асфальте «шиповки» сильно шумят и изнашивают дорожное покрытие, потому и запрещены в большинстве государств Евросоюза. Таким образом, шипованные шины — это выбор активного водителя, не отменяющего драйв даже на весьма рискованных зимних дорогах с укатанным снегом, но не планирующего зимний вояж на своем авто в Европу. Также «шипованный» драйвер и его экипаж должны смириться с потерей определенной доли комфорта и повышенным шумом при движении. Так же следует отметить, что на чистом асфальте шипы несколько удлиняют тормозной путь автомашины.

Современная зимняя нешипованная резина — это не откат назад, а новый виток эволюции под названием «фрикционные» шины, в разговорной речи — «липучки». Но ничего липкого в них нет, вместо коварных шипов в скользкое покрытие упирается особый — «зубастый» и объемный — рисунок протектора. Лучшие фрикционные шины почти догнали традиционные «шиповки» по «антигололедности», а по комфорту и бесшумности — бесспорно обошли. Сейчас это самый перспективный тип зимних шин, особенно раскрывающий свои преимущества в сильные морозы, когда шипы уже не столь эффективны. Фрикционные шины следует признать наиболее универсальными, так как, в отличие от шипованных, они весьма комфортны на очищенных дорогах без ущерба для безопасности на снежно-ледовых покрытиях.

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы и выбрать подходящие шины. Если вы живете (и много ездите):

— в крупном городе, где дорога худо-бедно чистится до асфальта, который вымораживается досуха, то ваш выбор — фрикционные шины без шипов;

— в маленьком городе или за городом, или часто выезжаете за город не по главным трассам, и снег и накат под колесами это норма, то ваш выбор — шипованные шины со скандинавским протектором;

— в районах с не очень суровым климатом, с частыми оттепелями — то зимние нешипованные фрикционные шины с европейским протектором;

Иванов Владимир