Простые садовые дорожки из бетона. Как сделать простую садовую дорожку.
Наличие дорожек на дачном участке — признак цивилизации. В самом деле, если участку уже много лет, а его хозяева после каждого дождя, даже небольшого, сразу обувают сапоги или калоши, то владельцев хорошими хозяевами не назовешь. Вытоптанная в траве тропинка либо источник пыли, либо источник грязи после дождя. И наоборот, наличие на участке дорожек сразу выдают во владельцах рачительных хозяев. Ну а об эстетической составляющей и говорить не стоит.
Собственно дорожки могут быть разные. Из бетона, камня, специальной плитки, кирпича, дерева, гравия, крупного песка и пр. и пр. Одна из самых дешевых, и в то же время достаточно износостойкой и эстетически приемлемой может быть бетонная дорожка. Себестоимость ее погонного метра (по покупным материалам) — менее 25-30 руб. Для сравнения — одна приличная плитка для дорожки стоит примерно столько же. Разговоры о неэстетичном виде бетона так же несостоятельны. Некрасиво выглядят бетонные поля \\\»а-ля взлетная полоса\\\», а не маленькие садовые дорожки, которые быстро обрастают мхом и травой. А придать бетону хороший вид легко можно при помощи цветных пигментов, эпоксидной или акриловой краски, разделки под камень. Ну а по цене, в сочетаниями с эксплуатационными параметрами (прочность, износостойкость) — бетон вообще вне конкуренции. Если цена дорожки — не последний фактор, то следует отдать предпочтение именно бетону.
Прежде всего — некоторые \\\»постулаты\\\» дорожного строительства.
Природа не терпит прямых линий. Поэтому мощение регулярными, геометрически правильными элементами, применяю только на больших площадях. Например, площадки. Либо применяют очень малоразмерные элементы. Мощение такими элементами — чрезвычайно трудоемкий процесс. Дорожка, состоящая из больших прямоугольных плит выглядит достаточно глупо (хотя и выполняет свои обязанности).
Собственно полотно дорожки должно находиться ниже уровня травы прилегающего газона. Не надо бояться, что во время дождя она превратится в водосборник. Вокруг нее — газон, прекрасный дренаж. Поэтому если дорожка сделана правильно, т.е. немного выпуклая в центре, то вода с нее мгновенно впитывается газоном.
Дорожка из отдельных \\\»камней\\\».
Такую дорожку строят там, где редко ходят, на сильно пересеченной местности, а так же при большой протяженности дорожки. За счет того, что она состоит из отдельных камней, ее строительство можно прервать и возобновить в любой момент. Такая дорожка предназначена только для ходьбы. Такая садовая дорожка очень декоративна, незаметна, если трава высокая и отлично гармонирует с газоном, садом. И великолепно вписывается в требования ландшафтного дизайна.
Технология строительства такой дорожки чрезвычайно проста, поскольку не требует никакого дополнительного оборудования, хитроумной опалубки и тому подобного. Поясним принцип на примере отливки одного камня. Сам принцип заключается в отливке каждого камня дорожки отдельно. При этом необходимо выбрать такой размер камня, что бы расстояния между их центрами было примерно равно ширине шага жителей вашей даче. Обычно это 50-60 см. По такой дорожке спокойно идут, прогуливаются, а не бегают. Вы можете измерить ширину своего шага отсчитав, например, измерив какое либо расстояние разделив его на то число шагов, за которое вы его преодолели. Кроме того, учитывайте, что между камнями должны остаться промежутки земли примерно 3-5 см. шириной. В них будет продолжать расти трава.
Наметив общее направление дорожки и определившись с шириной, приступают к строительству. Прежде всего снимают дерн и слой гумуса так, что бы в углублении не осталось растительных остатков. Дерн сам по себе может вам пригодиться для других ландшафтных работ.
Дно углубления подсыпают песком, создавая тем самым и дренаж и подушку. Подсыпку ведут таким образом, что бы от дна углубления до уровня земли было 6-10 см. Такой толщины при более чем достаточно, что бы садовая дорожка служила вам вечно. Края дорожки должны быть неровными и создавать ощущение тесаного камня — плитняка.
В принципе, нет большой разницы, вынимать ли землю для каждого камня \\\»персонально\\\», либо сразу выкопать сплошную траншейку, а затем после отливки камней промежутки между ними засыпать землей и засеять травой. Если планируется, что по дорожке ходить будут лишь время от времени, то лучше, проше и экономнее сделать ее по-каменно. Если же дорожка будет эксплуатироваться достаточно интенсивно, лучше вырыть сплошную траншею и отгораживать камень от камня при помощи опалубки (дощечки, длиной в ширину дорожки). А затем засеять промежутки травой.
Затем, изготовив бетонную смесь приступают к заливке камней. Состав бетонной смеси — 1 часть цемента, 4-5 частей чистого песка, 1 часть воды. При таком соотношении прочность бетона будет около М25 (т.е. 1 кв. см. бетона выдерживает давление в 25 кг, что более чем достаточно). Бетон должен быть вязкости как сметана. В бетон вдавливают либо арматурную сетку (шаг 50 мм), или просто, обрезки проволоки.
Непосредственно перед заливкой углубление обильно проливают водой и ждут, когда она впитается. Это делается как для уплотнения песка (что бы камень потом не просел), так и для того, что бы т.н. цементное молочко не уходило в землю и бетон не \\\»отощал\\\», потеряв при этом прочность. При отливке камней учитывайте, что кромки соседних камней должны быть на одном уровне. Т.е. нога при постановке на два камня сразу не должна чувствовать перепад уровня. Иначе это будет создавать дискомфорт. Вы будете либо спотыкаться, либо \\\»проваливаться\\\». Хотя поверхность камней, разумеется может быть и не горизонтальной, а сами камни представлять собой ступени лестницы.
Что бы придать бетону вид камня, его поверхность вначале разглаживают, а затем, при помощи небольшой кельмочки создают небольшие вмятины и выступы. Перепад высот — 0,5-1 см, не более. Тогда все будет выглядеть как сколотый камень плитняк. Также при помощи шпателя можно выскрести в бетоне (на следующий день, когда бетон уже схватится, но будет еще рыхлым), небольшие канавки и заполнить их белым или цветным раствором цемента.
Однако такую разделку применяют либо на больших камнях, либо на сплошных дорожках. Если же камни небольшие, можно ограничиться приданием им неровности. Кроме того, на следующий день следует стесать кромки камня, придав им округлость. Тогда он не будет обкрашиваться, если наступить на его край.
Дорожку можно \\\»сдавать в эксплуатацию\\\» на 3-4 день после отливки, хотя бетон будет набирать твердость еще недели 3. В течении этого периода необходимо обильно поливать дорожку. Это делается для того, что бы бетон высыхал равномерно как внутри, так и снаружи камня (тогда он будет более прочным), так и для того, что бы на нем поселились разные лишайники и мхи. Их наличие сразу \\\»состарит\\\» камень и тогда на следующий год его будет трудно отличить от настоящего, \\\»старинного\\\».
Сплошные дорожки.
Дорожки, которые будут подвергаться интенсивной эксплуатации или сильной нагрузке (вплоть до проезда автомобиля), лучше делать сплошными. Иногда это также обусловлено и проектом. Например, дорожка, примыкающая к замощенной площадке.
В этом случае выкапывается траншейка во всю длину дорожки или устанавливается опалубка. При установке опалубки постарайтесь, что бы она тоже не была прямой. Используйте тонкую фанеру или листовое железо (узкие полосы). Дно траншеи также засыпается песком, обильно проливается, укладывается армирующая сетка и дорожка заливается бетоном. На следующий день, по схватившемуся, но не отвердевшему бетону, поверхность дорожки разделывается таким образом, как будто она сложена из колотых камней, а пространство между ними заполнено раствором.
Для этого в бетоне выскребаются щели, глубиной 1,5-2 см и шириной от 0,5 до 3-5 см. Старайтесь сделать их края неровными, а сами щели — переменной толщины. Тогда иллюзия будет более полной. В щели аккуратно заливается раствор из белого или цветного цемента.
Такие непритязательные, очень дешевые и в тоже время стильные дорожки значительно украшают сад, придавая ему ухоженный вид. Если серый бетон вас не устраивает по каким-то причинам, то его можно сделать цветным, добавив в него цветной сухой или жидкий пигмент. Тогда даже искушённый человек не определит, искусственные или настоящие камни уложены в вашей дорожке.
К. Тимошенко (фото автора)