Отзыв о поездке: Словения. Рогла. Горные лыжи

В этом году поехали покататься горных лыжах в Словению, в местечко под названием Рогла, расположенное на вершине одноименной горы. Почему именно сюда? Да вобщем то и сами сейчас уже не можем дать ответа. Ну просто понравилось «по интернету», по картинкам, ценам, и веб-камере с места событий. Роглу мы еще выбрали и потому, что тут находится олимпийский горнолыжный центр и каждый год проходит этап кубка мира по горнолыжному спорту. Ну и понятно, что инфраструктура должна поддерживаться на приличном уровне. Приятно, знаете ли заранее смотреть на место, где через пару недель будешь кататься, смаковать заранее. Вот и решил написать очередной отчет об отдыхе, о стране, месте и событиях. Тем более, что Словения (как оказалось) совершенно не избалована вниманием и не затоптана российскими туристами. А ведь в плане горнолыжного отдыха ей очень даже есть что предложить. Но обо всем поп порядку.

Выбор турфирмы

В прошлый раз (при поездке в Словакию, в Высокие Татры) пользовался услугами туроператора «Куда.ру», который «отличился» тем, что держал у себя наши документы до последнего (вылет в 5 утра, в 10 вечера документов еще у нас нет…) . Поэтому этот «Куда.ру» был послан куда подальше и обратился в «Интурист». Все прошло как нельзя лучше. За 3 недели до поездки за 1 день подготовили все документы (с помощью менеджера турфирмы), отдали, за неделю до поездки все визы, ваучеры и билеты были на руках. Без суеты и паники. Хотя, конечно , возможно, что повлияло и то, что поездка намечалась не в панические новогодние каникулы. А в начале февраля, когда все кто хотел, уже вернулись.

Отлет

Давненько мы так не улетали… Я уже и не думал, что такое возможно вообще. Дом – аэропорт (Шереметьево-2, ныне терминал F) – 25 минут. В аэропорту — как после дефолта. Слоняются человек 100-150, на весь аэропорт. Таможня в виде единственной скучающей тетеньки кивком головы «дала добро». На стойке регистрации на рейс — мы единственные пассажиры. И то пришлось ждать, поскольку «по привычке» мы приехали сильно загодя, с запасом на пробки, очереди, таможню и паспортный контроль. А тут все эти процедуры заняли чистого времени минут 5-7 от силы, причем подряд. И потом еще пару часов пришлось слоняться по дьюти-фри зоне аэропорта. Ну затарился коньячком, для сугреву на горке, ну и для диджестива после ужина (мы взяли полупансион, так как вечером в Рогле податься особо некуда.

Самолетик (именно самолетик, а не самолет) авиакомпании «Adria» оказался неизвестной мне конструкции, сильно уменьшенная копия Як-42 (или слегка увеличенный Як-40). На 50 посадочных мест. Гоняет себе из Любляны в Москву раз в день (утром оттуда, вечером туда). Неудобно немного, так как прилетаешь на место поздно вечером, а улетаешь – утром. День отлета и день прилета считай пропадает. Самолетик прилетел из Любляны вовремя, почистился, заправился, посадку объявили вовремя. Из 50 заполненных было мест 20-25, не больше. 50/50 русских и словенцев. Все расселись, облились противобледенительной жидкостью, взлетели. Лету до Любляны 3 часа с минутами.

В полете кормят, правда, весьма легко. Но зато – «наливают». В смысле — попросишь – приносят стаканчик красного вина. И за обедом и так. Ну что бы типа «размялись красненьким» перед настоящим отдыхом. И вообще — стюардессы весьма внимательны и предупредительны. Раз в 15 минут одна, без всякого вызова, обязательно проходит вдоль салона и просто смотрит и взглядом спрашивает – не надо ли чего. Приятно, черт возьми, все таки летать регулярными рейсами зарубежных авиакомпаний, а не чартерами, особенно родными. Отвыкли мы уже от такого сервиса, не успев и привыкнуть.

Прилетели в Любляну тоже по расписанию. Аэропорт небольшой, но аккуратный. Народу прилетело всего ничего, а набежало сразу человек 5 паспортных контролеров, за 3 минуты каждый из них шлопнул по 3-4 штампа, и аэропорт снова «закрылся». Багаж наш уже нас ждал на транспортерной ленте. А лыжи (мы взяли с собой свои лыжи на этот раз, так как ехали надолго и брать прокатные хорошего качества уже было бы накладно) — лежали отдельно.

Трансфер у нас был индивидуальный, так как в Роглу ехали только мы двое (я и жена). Из-за этого с нас еще в турагентстве слупили «лишних» 90 евро. Встречал нас угрюмый «гид», назвавшийся Игорем (в Словении, это кстати, довольно распространенное имя). Понять его можно, дело к ночи, а тут надо пилить куда то на другой конец страны, да еще и в горы. Погрузились, поехали… Езды часа полтора, 140 км от аэропорта Любляны до отеля в Рогле, вернее на горе Рогле. Сам отель называется Планя.

Гид оказался парнем не болтливым, если бы я из него не тянул информацию, он бы всю дорогу и помалкивал. Да и то, все ответы были в стиле «ну это как посмотреть», «не знаю», «впервые слышу», ну и тому подобное. Вобщем, парень — потомственный югославский партизан. Мне самому надоело его развлекать и я сосредоточился на глядении в окно, собирая первые впечатления. А они такие:

Словения ложится спать очень рано. Всего то 8 часов вечера, а на улицах городков — народу ни души. Да и вообще света не так много. Ярко освещены только костёлы, причем снаружи. Такая архитектурная подсветка «кубика» знания «без окон без дверей» и такой же башенки – параллелепипеда. Так что не особо чего удалось разглядеть.

Автодороги, даже автострады, с виду ну очень качественные и ровные, оказались ну весьма не ровные. Не разбитые, без ям и выбоин, но такое, что каждые следующие 2-3 метра полотна как бы лежат в другой плоскости, чем предыдущие. Я по началу думал, что это микроавтобус, на котором мы ехали такой убитый и правое заднее колесо у него бьет, и дверь раздолбана… Вобщем, на торпеду поставишь стакан с водой, он не то что не расплещется, а и простоит секунды 2, не больше. Трясет нещадно. Может потому и гид – Игорь предпочитал больше помалкивать, что бы язык не прикусить. Но нет, попался кусочек «другой» дороги — микроавтобус просто поплыл как лодочка, ничего не трясет, ничего не бьет.

Все скоростные автодороги в Словении — платные. Но деньги платятся заранее, как абонемент. И выдается наклейка на лобовое стекло. А местные гаишники ее считывают дистанционно. К 2012 году собираются оснастить каждую машину GPS-датчиком, и «большой брат» будет отслеживать и перемещения, и скорости всех автомобилей страны. Скоростные ограничения весьма высокие. Только в некоторых местах 60, а так 80 и 100 и более. И те — особо не обременяют водителей, 120-140 км/час — норма почти Ехали именно так и не сказать что бы многих обгоняли.

Много туннелей, причем достаточно длинных – в Словении много горных отрогов Южных Альп. Бензин — от 1 евро за литр. Автопарк, как я заметил, в относительно приличном состоянии 5-10 летней давности. И основная масса автомобилей той же давности модельных рядов. Народ, видно, не жирует… Больших и новых автомобилей и джипов я особо не заметил. В основном — седаны, универсалы, гольф-класс.

После съезда с автострады «Любляна – Марибор» дорога сразу стала «деревенской», узкой в 1,5 полосы, с выбоинами. Проехали Терме Зрече (курортный городок с термальными источниками, о нем будет отельный рассказ, так как туда планируется вылазка) вымерший как после ледникового периода. Дорога в гору, на Роглу, узка, крута и извилиста. Пощелкивает в ушах — отель расположен на высоте более 1500 метров. Наконец приехали, затащили все в номер…

Описание и характеристика трасс

Ну пришло время рассказать про то, за чем собственно мы ездили на горнолыжный курорт Рогла. Т.е. о горнолыжных трассах на горе Рогла.

Вообще говоря, этот горнолыжный курорт не относится к числу «крутых». Горы тут не так высоки, как в Австриии, Швейцарии или Франции. Но может быть в этом их и прелесть. Спуск, относительно короткий (обычно 600-1000 метров) сочетается с достаточно быстрыми подъемниками, на которых практически никогда нет очереди. И как результат — достаточно быстрое динамичное катание в режиме «спуск-подъем». Если, например, спуск в Словакии в Высоких Татрах с горы Солиско составляет примерно 4-5 км, затем 5-10-ти минутное стояние в очереди на подъемник и подъем минут 20-25 (успеваешь замерзнуть, пока поднимаешься) , то тут все происходит гораздо быстрее. Но обо всем по порядку…

Вот схема трасс горы Рогла (фото с плаката у отеля). Оригинал схем есть и на сайте курорта Рогла — http://www.rogla.eu/si/smucanje/shema-smucisc/

Непосредственно на вершине расположены несколько кафе и пункт продажи скипасов – пропусков на подъемники. Можно купить как 1-часовой спипасс, так и на неделю. Средняя цена за сутки — примерно 20-28 евро. За электронный скипас «з сликом» (с фотографией) берется 6 евро залога, которые возвращают при сдаче его обратно.

Проехав метров 100 по пологому спуску и свернув направо можно попасть на трассу № 2 – «Юниорчек». Это очень пологая горка метров 200 длиной, с 2-мя бугельными подъемниками и тут будущие горнолыжники делают самые первые шаги, и малышня и взрослые.

Трасса №10 представляет собой в начале достаточно пологий выкат, длиной метров 300-400. Затем он переходит в довольно крутую «красную» горку ( метров 200-300), после которой следует снова очень пологий выкат метров 500. Он ведет к началу кресельного подъемника. Подъемник имеет 138 4-х местных кресел. Время подъема около 9 минут. Есть в веб-камера, показывающее состояние этого подъемника — http://www.rogla.eu/si/webcam/masin-zaga . Сразу после крутой горки слева и справа от трассы начинаются 2 бугельных подъемника. Это:

Трассы № 11 и №6. Обе примерно одинаковые, метров по 500-600 длиной. На вершине трассы № 11 так же есть кафе и туалет. С нее можно попасть на «юниорчек», а через него – снова на трассу №10.

Трасса № 6 чуть более крутая и немного подлиннее. Она практически на всем своем протяжении имеет одинаковый угол уклона, довольно крутой. С ее вершины, пройдя метров 50 по прямой горизонтальной дорожке можно попасть на трассы № 5 и № 4. Они тоже имеют длину метров по 600-700. Но трасса 5 имеет переменный профиль (пологая, крутая и снова пологая), а трасса 4 — одинаковый умеренный уклон, но есть несколько очень плавных поворотов. Поскольку мое амплуа как горнолыжника — скоростной спуск, для меня она оказалась просто идеальной. С этих трасс, прокатившись вниз по пологому склону, попадаем к кресельному подъемнику трассы №10.

Тут же рядом заканчивается и трасса №3 (на гору там работают 2 бугельных подъемника). Трасса №3 состоит как бы из двух параллельных трасс. Правая сторона (по склону) отдана горнолыжникам, а на левой стороне устроен так называемый фан-парк для сноубордистов. Там устроены для них всякие трамплины, горки, перила и все такое. Поэтому приятной особенность курорта оказалось то, что сноубордисты и лыжники как то более менее разведены по разным трассам и не мешаются друг другу. Трасс №3 достаточно длинная, ок. 1200-1500 метров, достаточно пологая. Поэтому является излюбленным местом катания тех, кто уже как-то более менее стоит на лыжах, но еще не очень уверенно. Из-за этого в выходные внизу образуется некоторая очередь, человек на 20-30. Но бугели – 2-х местные и быстро вычерпывают народ наверх.

Наверху трассы № 3 работает еще один бугель, который тянет горнолыжников практически по горизонтали метров 200. С его помощью легко попасть на гору Юргово, где расположены самые интересные трассы комплекса Ролга. Протащившись на бугеле, попадаем на трассу № 7. Это пологая трасса диной метров 300-400, подходит тем, кто уже «перерос» Юниорчек, но еще боится съезжать по «синим» трассам. На этой трассе он может прекрасно потренироваться.

Трасса №7 выходит на вершину Юргово. ( веб камера горы Юргово ). С горы идут всего 2 трассы — 8 и 9.

Трасса № 9 представляет собой один длинный «крутяк» с бугельным подъемником. Трасса работает только в хорошую погоду, поскольку в туман там ездить очень опасно.

А вот трасса № 8 — самая длинная трасса горнолыжного курорта. Ее длина примерно километра полтора. Степень сложности — красно-черная. На всем своем протяжении она практически не имеет пологих мест, везде уклон довольно приличный. А заканчивается трасса раздвоением на два крутых спуска, впрочем, умеренных. Правый спуск более равномерный и заканчивается длинным выкатом к кресельному подъемнику. В нем, кстати, тоже 138 4-х местных кресел.

В целом же можно сказать, что трассы курорта Рогла очень хорошо сбалансированы. Их много и переход с одной на другую происходит быстро и «автоматически». Просто выбираешь, где тебе остановиться и начать подниматься на другую. Поскольку это происходит постоянно, они не надоедают. Проехал пару раз на одной, раза 3-4 на другой, переходишь на третью. Устали ноги — переходишь с бугельного на кресельный подъемник. Катальный день проходит очень быстро…

Подъемники включаются в 9 часов, а закрываются в 16 часов по местному времени (от московского -2 часа). Но за 5-6 часов катания уже и сам выбиваешься из сил, поэтому до конца работы ни разу не докатывались…

Так же следует упомянуть о погоде. Рогла находится в южных Альпах, не так далеко – теплое Адриатическое море. Поэтому погода на Рогле весьма неустойчивая. Ненастье быстро сменяется ясной погодой и наоборот. Так что морально надо быть готовым к тому, что 1-2 дня в неделю может выпасть из «катания». Но это не страшно, так как в отеле есть отличный веллнес-центр с саунами. И можно поехать в город Терме-Зрече, в бассейны с термальными водами.

Кстати, на Роглу каждый день приезжают Ски-басы (лыжные автобусы), как правило, бесплатные, из многих отелей, расположенных неподалеку. Поэтому вовсе не обязательно останавливаться в отелях на Рогле. Можно остановиться и в долине, в более менее крупном городке, а на лыжах приезжать кататься когда хорошая погода или когда захочется. Тут уж каждый волен сам выбирать, зачем он едет — нежиться в термальных водах и иногда прокатиться на лыжах, и все с точностью до наоборот.